Сетевой график сдачи отчетности – это таблица с конкретными датами, событиями, задачами и ответственными. Ее главная суть – системность контроля. Она обязательно должна быть у:
- главного бухгалтера;
- казначея/операциониста;
- руководителя финансового отдела.
Далее эти сотрудники ставят задачи своим подчиненным.
Ежеквартальная сдача деклараций по НДС и налога на прибыль

Когда сетевой график создан, важно сделать так, чтобы в компании ему следовали неукоснительно. Для этого надо описать и оптимизировать бизнес-процессы финансовой службы по следующей схеме.
Уровень 1. Стратегический. Это директор и его заместители, которые разрабатывают стратегию и идеологию, продумывает пирамиду целей, детализирует ее, создает бизнес-процессы, законы и «правила игры». Далее вся информация спускается на следующий уровень.
Уровень 2. Оперативно-тактический. Это отдел продаж, линейные руководители и руководители проектов, которые внедряют бизнес-процессы и контролируют их полноценное выполнение на следующем уровне.
Уровень 3. Функциональный. Это сотрудники компании, которые выполняют бизнес-процессы и дают обратную связь Уровню 2.
Все бизнес-процессы должны быть взаимосвязаны между собой. Поэтому руководители отделов финансовой службы (Уровень 2) вместе со своими сотрудниками (Уровень 3) не только прописывают бизнес-процессы, ищут решения по их оптимизации, но и в обязательном порядке согласовывают результаты со всеми подразделениями компании. Затем, получив одобрение у директора (Уровень 1), они визуализируют бизнес-процессы в виде схем и приступают к их внедрению.
Цель – задокументировать и детализировать бизнес-процессы, иными словами, внедрить их, сделать рабочим инструментом. В результате должно быть выстроено полное взаимодействие между подразделениями, которые связаны с финансами, отчетностью, бюджетированием, оплатами и т.д. Чтобы добиться этого при разработке регламентирующих документов, руководствуйтесь следующими правилами:
- Каждый должен знать свои показатели и свои обязанности.
- Каждый должен работать четко по прописанным бизнес-процессам.
- Каждый должен делать свою работу на результат и не нарушать сроков.
- Должны проводиться эффективные собрания руководителей и подчиненных. Если есть возможность обсудить вопросы по электронной почте, телефону, Skype, нет смысла встречаться лично.
- Решения должны приниматься совместно.
- Коллективная работа – один из главных принципов. Он строится только на доверии.
- Все «косяки» и ошибки должны не скрываться, а сразу признаваться, решаться так, чтобы в будущем их не было.
После внедрения регламентов сотрудники начнут понимать свою ответственность, сроки и цели выполнения каждой задачи. Останется сделать так, чтобы они на память знали свои показатели, понимали, как рассчитывается их заработная плата, когда ждать премию, а когда – штраф. Внедрение системы по постановке/выполнению целей и мотивации по SMART-технологии поможет этого добиться.
SMART – это технология, которая используется для определения целей и постановки задач. Она отвечает на вопрос «Какими параметрами должны обладать цели/ задачи для их максимально качественного и своевременного достижения/выполнения?». Чтобы ее внедрить в вашей компании важно иметь:
- сетевой график сдачи отчетности – с конкретными датами, событиями, задачами и ответственными;
- детализированные бизнес-процессы, закрепленные в регламентирующих документах.
Базируясь на этой информации, достаточно просто разработать систему мотивации и показатели работы финансовой службы. Приведем пример.
Шаг 1. Формирование задач финансового отдела
Задача 1. Полный и своевременный сбор денег за отчетный период:
Своевременное выставление счетов заказчикам:
- формирование расшифровок для заказчиков;
- согласование расшифровок и сумм с заказчиком;
- отправка комплекта бух. документов заказчикам.
Сбор дебиторской задолженности:
- контроль получения бухгалтерских документов;
- контроль передачи документов в оплату;
- контроль поступления денег на расчетный счет;
- плановая работа с заказчиком по оптимизации процессов взаимодействия финансовых служб и повышения лояльности.
Задача 2. Правильная и своевременная оплата сервисных услуг:
Сбор первичной информации для выставления счетов (счетчики, списки техники, списки магазинов, количества работ, количества открытий и т.д.):
- формирование общей расшифровки по услугам;
- согласование расшифровок и сумм с поставщиками услуг;
- получение комплекта бухгалтерских документов от поставщиков услуг и прочих поставщиков услуг и товаров;
- оплата счетов за сервис и прочих поставщиков услуг и товаров.
Задача 3. Правильное ведение документооборота:
- своевременное получение документов от заказчиков;
- своевременное получение документов от поставщиков услуг;
- своевременное получение документов от прочих поставщиков услуг и товаров;
- ведение реестров (книга покупок, книга продаж);
- обеспечение наличия, актуальности, полноты и сохранности договоров и других документов поставщиков услуг и товаров;
- поддержание в актуальном состоянии шаблонов договоров и финансовых документов;
- подготовка и поддержание в актуальном состоянии стандартных бух. документов, для участия в тендерах и конкурсах.
Шаг 2. Формирование показателей работы финансового отдела:
- актуальность списков оборудования, находящегося на обслуживании;
- полнота сбора данных;
- полнота и правильность выставления счетов клиентам;
- своевременность получения денег от клиентов;
- порядок в бухгалтерских документах и договорах (наличие, правильность);
- ежедневное понимание дебиторской и кредиторской задолженности (бухгалтерский баланс);
- понимание рентабельности по каждому клиенту.
Сдача отчетности по НДС или по прибыли происходит один раз в квартал. Многие компании откладывают ее подготовку на последний месяц. Но лучше делать так:
- финансовый отдел, согласно сетевому графику, собирает документы, вносит их в программное обеспечение (15 дней, крайний срок – 15-е число в месяц сдачи отчетности);
- бухгалтер проверяет всю информацию (5–10 дней), и закрывается период (месяц).
Чтобы все было выполнено вовремя, в сроки и без ошибок, требуйте от своих сотрудников:
- постоянно следить за нововведениями в законодательстве;
- планировать и детализировать все цели, действия, задачи;
- четко выполнять поручения;
- ежедневно отчитываться руководству о проделанной работе;
- быть ответственными.

Шаг 1. Формирование задач финансового отдела
Задача 1. Полный и своевременный сбор денег за отчетный период
Своевременное выставление счетов заказчикам:
- Формирование расшифровок для заказчиков
- Согласование расшифровок и сумм с заказчиком
- Отправка комплекта бух. документов заказчикам
Сбор дебиторской задолженности:
- Контроль получения бухгалтерских документов
- Контроль передачи документов в оплату
- Контроль поступления денег на расчетный счет
- Плановая работа с заказчиком по оптимизации процессов взаимодействия финансовых служб и повышения лояльности
Задача 2. Правильная и своевременная оплата сервисных услуг
Сбор первичной информации для выставления счетов (счетчики, списки техники, списки магазинов, количества работ, количества открытий и т.д.)
- Формирование общей расшифровки по услугам
- Согласование расшифровок и сумм с поставщиками услуг
- Получение комплекта бухгалтерских документов от поставщиков услуг и прочих поставщиков услуг и товаров
- Оплата счетов за сервис и прочих поставщиков услуг и товаров
Задача 3. Правильное ведение документооборота
- Своевременное получение документов от заказчиков
- Своевременное получение документов от поставщиков услуг
- Своевременное получение документов от прочих поставщиков услуг и товаров
- Ведение реестров (книга покупок, книга продаж)
- Обеспечение наличия, актуальности, полноты и сохранности договоров и других документов поставщиков услуг и товаров
- Поддержания в актуальном состоянии шаблонов договоров и финансовых документов
- Подготовка и поддержания в актуальном состоянии стандартных бух. документов, для участия в тендерах и конкурсах
Шаг 2. Формирование показателей работы финансового отдела
- Актуальность списков оборудования, находящегося на обслуживании;
- Полнота сбора данных;
- Полнота и правильность выставления счетов клиентам;
- Своевременность получения денег от клиентов;
- Порядок в бухгалтерских документах и договорах (наличие, правильность);
- Ежедневное понимание дебиторской и кредиторской задолженности (бухгалтерский баланс);
- Понимание рентабельности по каждому клиенту.
Число месяца (не позднее) | Событие | Действие | Ответственный |
---|---|---|---|
15 | Закрытие отчетного периода/квартала/года | Все новые входящие/исходящие документы регистрируются следующим отчетным периодом | Бухгалтер |
15 | Первичная документация полностью внесена/зарегистрирована | Подтверждение ответственных сотрудников | Финансовые менеджеры |
20 | Книга-продаж | Формирование книги-продаж | Бухгалтер |
20 | Книга-покупок | Формирование книги-покупок | Бухгалтер |
25 | Налоговая декларация по НДС | Формирование декларации по НДС | Бухгалтер |
25 | Регистры доходов/расходов для налога на прибыль | Формирование регистров | Бухгалтер |
28 | Налоговая декларация по прибыли | Формирование декларации по налогу на прибыль | Бухгалтер |
25 | Согласование деклараций по НДС и прибыли | Анализ полученных результатов налоговых обязательств | Главный бухгалтер |
25 | Последующий контроль налоговых деклараций | Проверка налоговых деклараций для отправки в ФНС | Финансовый директор |
25 | Отправка в ФНС деклараций | Разрешение на отправку налоговых деклараций ответственного лица | Главный бухгалтер |
25 | Декларация по НДС у провайдера ЭДО | Отправка по ТКС декларации по НДС в ФНС | Бухгалтер |
28 | Декларация по налогу на прибыль у провайдера ЭДО | Отправка по ТКС декларации по прибыли в ФНС | Бухгалтер |
25 | Извещение об отправке деклараций ФНС | Получение протокола об отправке налоговых деклараций ФНС | Бухгалтер |
26 | Извещение о приеме деклараций ФНС | Получение протокола о приеме налоговых деклараций ФНС | Бухгалтер |
25 | Платежи по НДС | Отправка 1/3 части НДС: 1-й платеж до 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом, 2-й и 3-й до 25 числа каждого последующего месяца следующего за отчетным кварталом | Казначей/Операционист |
26 | Платежи по налогу на прибыль | Отправка 1/3 части авансового платежа по налогу на прибыль: 1-й платеж до 28 числа месяца следующего за отчетным кварталом, 2-й и 3-й до 28 числа каждого последующего месяца следующего за отчетным кварталом | Казначей/Операционист |
Комментарии (0)