Внешнеэкономическая деятельность: как снизить транзакционные риски
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    С марта 2022 года некоторые зарубежные банки начали отказываться от приема денежных средств от российских банков/компаний без объяснения причин, потом начались отключения от SWIFT (система передачи сообщений между банками, минует центробанки, что позволяет существенно увеличить скорость проведения транзакций. – Прим. ред.) наиболее крупных российских банков. Следующим этапом стало закрытие корреспондентских счетов в твердых валютах для другой части российских банков. При этом «дочки» иностранных банков и более мелкие банки продолжали работать в России и отправляли платежи в евро/долларах США, однако это не давало никаких гарантий того, что платежи дойдут до получателя. Зачастую они «зависали» на счетах банков-корреспондентов, долго уточнялось назначение платежа, запрашивались дополнительные документы, а иногда деньги без объяснения причин возвращались отправителю.

    К сожалению, и российские банки-отправители, и Центральный банк России никак не могут повлиять на сложившуюся ситуацию, так как трансграничные переводы регламентируются исключительно законодательством соответствующей страны и внутренними регламентами иностранных банков.

    Так как сейчас многие крупные российские банки уже отключены от SWIFT и велика вероятность, что эти отключения продолжатся, возникла необходимость поиска иных возможностей для совершения трансграничных переводов.

    Способ 1. Открытие корреспондентских счетов одних банков в других. В этом случае все расчеты идут напрямую между банками, минуя центробанки стран, SWIFT, телекс* и т.п. Но есть две проблемы:

    • западные банки не только не горят желанием открывать у себя корреспондентские счета для российских банков, но, напротив, как говорилось выше, закрывают уже открытые. Так что здесь может идти речь об открытии корсчетов в банках восточных и иных дружественных стран;
    • есть количественные ограничения – практически нереально одному банку открыть корреспондентские счета в большом количестве банков. Это и нерентабельно, и технически невозможно.

    * Система «телекс» – это когда банк принимает заявки, например, на платежи в течение 1–3 дней. После этого он централизует обращения и вручную отправляет сообщения – телексы – в другие банки мира, используя корсчета.

    Способ 2. Переход на национальные аналоги SWIFT. Так, например, Китай с 2015 года развивает свою национальную систему CIPS (Cross-Border Interbank Payment System). Платежи в ней осуществляются только в юанях, она поддерживает всеобщий стандарт ISO 20022, что облегчает переход на нее. Сейчас многие российские банки или уже подключились, или подключаются к ней.

    Россия с 2014 года также внедряет свою СПФС (система передачи финансовых сообщений). Она удобна банкам-пользователям, так как поддерживает два стандарта: и ISO 20022, и стандарт SWIFT. Согласно информации Центрального банка России, к данной системе подключились кредитные организации из 12 стран (список банков и стран является закрытой информацией).

    Способ 3. Работа через телекс. Но, по сути, этот канал связи уже давно устарел и практически не применяется. Если какой-то из российских банков захочет возобновить отправку валютных платежей через телекс, то может так случиться, что получатель средств уже давно не работает через телекс и деньги не поступят.

    Способ 4. Работа через компанию – финансового посредника в дружественной юрисдикции. Это когда из России отправляются рубли и банк посредника конвертирует их в необходимую валюту, а дальше перечисляет получателю. Тем самым он избегает рисков задержки денежных средств банками-корреспондентами либо проблем с получателем платежа, чей банк отказывается от сотрудничества с российской компанией. Однако финансовые посредники работают не бесплатно, следует быть готовым и к увеличению расходов на трансграничные переводы, и к удлинению сроков прохождения платежей. Важный момент: валютно-конвертационные риски будут уже вне России, а ими сложнее управлять.

    Способ 5. Открытие филиала/компании в другой стране с расчетным счетом в местном банке. Здесь также необходимо оценить все плюсы и минусы такого решения:

    • если поток таких операций постоянен, то экономически более выгодно именно открыть филиал/компанию, чем пользоваться услугами посредника. Но надо иметь в виду, что открытие компании и счета сейчас мероприятие достаточно затратное по времени. Банки стали более пристально изучать своих потенциальных клиентов, руководствуясь принципом Know your customer, и могут отказывать в открытии счетов;
    • если на той стороне у получателя платежа либо его банка принципиальная позиция по запрету на работу с Россией, то данный вариант не поможет решить проблему, так как это будет филиал российской компании либо учредитель будет из России. Ну и также необходимо уточнить особенности местного законодательства – например, может ли весь персонал и учредители быть гражданами России либо обязательно гражданами этой страны и т.д.

    Способ 6. Организация работы через филиалы/компании в дружественных юрисдикциях. В этом случае из России перечисляются рубли или иные национальные валюты, а далее уже происходит конвертация и отправка денежных средств в твердой валюте, но уже не из России, что снижает угрозу пристального внимания к платежам со стороны иностранных банков- корреспондентов.

    Возможно, придется открывать счета в том или ином банке под конкретную сделку с учетом всех вышеперечисленных особенностей, что, в свою очередь, может замедлить скорость расчетов (перемещение денежных средств внутри компании). Эта проблема оказалась совсем новой и неожиданной и вызвала, помимо всех вышеперечисленных сложностей, еще и трудности внутри компаний. Сотрудники других департаментов (не финансисты) не понимают, почему платежи контрагентам, которые раньше доходили за день, сейчас задерживаются на недели. И финансисты не могут сказать точно, когда деньги дойдут до получателя. К сожалению, вся эта ситуация способствует росту напряжения и недопонимания внутри компании, но «вылечить» ее можно именно с помощью определенных коммуникаций между сотрудниками, которые описывают и объясняют суть проблемы и пути ее решения.

    Автор статьи: Елена Агеева, финансовый директор компании «Голдер Электроникс». В сфере управления финансами работает более 25 лет. 

    О том, как выйти на внешние рынки, читайте здесь.

    15 июня 2023
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме