Рост национальной экономики
Согласно данным Национального бюро статистики Китая, ВВП страны с января по сентябрь вырос на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Добавленная стоимость в промышленности выросла на 6,2%, в сфере услуг — на 5,4%, в сельском хозяйстве — на 3,6%. Объем розничных продаж потребительских товаров вырос на 4,5% год к году. Объем розничных онлайн-продаж прибавил 9,8%, причем через интернет продано 25% всех потребительских товаров в стране.
По итогам 9 месяцев индекс потребительских цен снизился на 0,1%, средние цены производителей промышленной продукции уменьшились на 2,8%. Уровень безработицы среди городского населения на конец отчетного периода составил 5,2%.
Объем экспорта достиг 19,945 трлн юаней, увеличившись на 7,1%; объем импорта снизился на 0,2% — до 13,663 трлн юаней. Экспорт машин и электрооборудования вырос на 9,6%, составив 60,5% от общего экспорта.
Ситуация в отрасли. Небольшой рост производства и снижение прибыли
По данным Ассоциации предприятий по переработке пластмасс Китая (АППП), общий объем производства готовых изделий из пластика достиг 59,373 млн тонн, увеличившись в годовом исчислении на 2,7%.
«Даже в непростых условиях отрасль переработки пластмасс показала рост. Однако низкая активность покупателей внутри страны и замедление динамики экспортных продаж привели к снижению прибыли предприятий», — отмечается в отчете АППП. В ассоциации считают, что внутренний спрос пока не получил достаточных стимулов к восстановлению.
За три квартала 2025 года в КНР выпустили 231 тыс. единиц оборудования для переработки пластмасс, что ниже соответствующего показателя 2024 года на 1,7%.
Самым благополучным сегментом в отрасли стал выпуск пленок — с годовым темпом роста 4,6%.
На долю десяти крупнейших провинций Китая пришлось 81,3% от общего объема производства готовых изделий из пластика, в том числе 18,1% — на долю лидирующей по этому показателю провинции Чжэцзян. Провинция Хубэй лидировала по темпам роста — на 19,1%, а ее доля в объеме производства составила 11,1%.
За 9 месяцев операционная выручка предприятий китайской индустрии пластиковых готовых изделий увеличилась на 1,1%, а прибыль снизилась на 2,9%. Товарные запасы выросли на 3,2%. В АППП указывают, что это свидетельствует о недостаточном спросе на рынке, и этот тренд, скорее всего, сохранится в краткосрочной перспективе.
Согласно данным Главного таможенного управления Китая, в январе — сентябре страна экспортировала пластиковых готовых изделий на $77,96 млрд (на 3,9% больше год к году), а их импорт в Китай снизился на 2,6% до $12,92 млрд.
В АППП не приводят абсолютных цифр и долей по видам товаров, однако указывают, что среди китайского экспорта готовой пластиковой продукции доминируют традиционные экспортные позиции, такие как пленки, пластиковые листы, трубы, профили, коробки и контейнеры для упаковки, товары повседневного спроса. Наибольший рост продемонстрировал сегмент полимерных пленок, экспорт которых в стоимостном выражении вырос на 5,2%.
«В долгосрочной перспективе, благодаря национальной макроэкономической политике, отрасль ускорит переход к высокотехнологичному, интеллектуальному и экологичному развитию», — считают в АППП.
Важные инициативы властей, влияющие на отрасль
Власти Китая в 2025 году субсидировали трейд-ин бытовой техники и автомобилей на 300 млрд юаней. Эта правительственная программа направлена на стимулирование потребительского спроса, который поддержит развитие многих отраслей, включая производство товаров из пластика. По данным Xinhua, к сентябрю поступило 330 млн заявок на получение потребительских субсидий, что привело к росту продаж на сумму более 2 трлн юаней.
Одним из драйверов отрасли производства готовых изделий из пластика может стать обновление линейки предложений для строительной индустрии. В сентябре в стране обнародовали план по стабильному развитию отрасли стройматериалов до конца 2026 года. Согласно плану, по итогам следующего года выручка сектора экологически чистых стройматериалов должна превысить 300 млрд юаней. Основа плана — расширение производства экологически чистых стройматериалов и инновационных неметаллических материалов. Таким образом, потребление пластикового сырья в стройкомплексе может быть увеличено за счет замены ряда металлических изделий недорогими пластиковыми аналогами.
Осенью в Китае представили обновленные национальные стандарты безопасности игрушек, которые вступят в силу с 1 ноября 2026 года. Ключевые изменения:
- введены предельные нормы содержания 10 типов опасных веществ;
- усилены требования к пользовательской безопасности (например, для игрушек, имитирующих еду);
- добавлены требования к огнестойкости, улучшены методы тестирования огнестойкости.
Новые национальные стандарты обеспечат соответствие основным международным стандартам, что укрепит лидерство Китая как главного мирового поставщика игрушек, в том числе пластиковых и с элементами из пластика.
Согласно данным министерства промышленности и информационных технологий КНР, до вступления стандартов в силу предприятия-производители должны оптимизировать технологии и наладить вспомогательные цепочки поставок. По оценке министерства, в 2025 году общий объем розничных продаж игрушек на внутреннем рынке превысит 100 млрд юаней.
С начала года специальные межведомственные комиссии проверили 18 тыс. партий игрушек и проинспектировали более 70 тыс. производителей детских товаров, признав 2 тыс. из них проблемными.
Потребление со спортивным уклоном. Возможности для пластика
Где искать свежие идеи для рынка пластиковых готовых изделий в Китае? Как вариант — следовать социально-экономическим трендам, важнейшие из которых инициируются государственными органами или пользуются их поддержкой.
Этой осенью власти КНР опубликовали рекомендации по раскрытию потребительского потенциала спортивной экономики в рамках усилий по стимулированию развития смежных отраслей. В рекомендациях изложены меры, связанные с расширением предложения спортивных товаров, проведением массовых мероприятий, стимулированием потребления спорттоваров и услуг, поддержкой спортивного бизнеса.
Поддержка массового спорта со стороны государства усилится. В ближайшие годы в стране возведут множество спортплощадок под открытым небом, оснащенных новейшим инвентарем. Власти рассчитывают, что интеграция спортивного оборудования и информационных технологий (искусственного интеллекта, больших данных и виртуальной реальности) стимулирует потребление спорттоваров, особенно среди молодежи.
Потребительское поведение демонстрирует, что фокус властей на развитие спорта востребован: по данным Xinhua, в первой половине 2025 года продажи спорттоваров на четырех крупнейших платформах электронной коммерции — JD.com, Taobao, Tmall и Douyin — достигли 218 млрд юаней, что на 17,5% больше, чем годом ранее.
Еще одна тенденция последних лет — усилия Китая по развитию «экономики льда и снега», то есть индустрии зимних видов спорта и туризма. В стране бум лыж и коньков, зимние курорты и базы отдыха на севере страны переживают лучшие времена за всю историю, активно возводятся новые объекты. За 10 лет рынок зимнего спорта и развлечений вырос почти в четыре раза. Ожидается, что по итогам 2025 года его емкость превысит отметку в триллион юаней.
В спортивной индустрии пластик широко используется благодаря своей прочности, легкости и износостойкости. Из него делают спортивную одежду и обувь, инвентарь, кресла для трибун, покрытия площадок, ограждения, детали тренажеров и многое другое.
По данным министерства промышленности и информационных технологий КНР, в стране насчитывается более 63 тыс. предприятий, выпускающих спортивный инвентарь, а объем производства в этой отрасли вырос с 1,12 трлн юаней в 2015 году до более чем 1,5 трлн юаней на сегодняшний день, то есть на 34%.
Комментарии (0)