«Новые вызовы – новые возможности»
Отмена
RuРусский
EnАнглийский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2022

    RuРусский
    EnEnglish

    Что будет с ценами на нефть, какие инструменты есть для успешного импортозамещения, что поможет решить финансовые проблемы? Это и не только обсудили ключевые игроки отрасли и руководители основных направлений СИБУРа на Клиентском форуме СИБУРа «Новые вызовы – новые возможности».

    Нефть и макроэкономика в цифрах

    Исторически наблюдается зависимость динамики цен на нефтехимические продукты от изменения котировок нефти. Это означает, что фактор стоимости сырья является одним из наиболее значимых. Хотя, конечно, на направление движения нефтехимических котировок могут влиять внешние причины, такие как пандемия или стихийные бедствия, запуск или временная остановка крупных производственных мощностей. С начала этого года к ним добавилась еще растущая инфляция производителей. 

    Текущая высокая стоимость нефти – следствие, прежде всего, низкого уровня ее запасов в хранилищах. Именно по этой причине в первом полугодии 2022 года впервые с середины 2020-го предложение догнало спрос, что, однако, не привело к снижению цен.

    ТЕКУЩАЯ ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ НЕФТИ – СЛЕДСТВИЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НИЗКОГО УРОВНЯ ЕЕ ЗАПАСОВ В ХРАНИЛИЩАХ. ИМЕННО ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2022 ГОДА ВПЕРВЫЕ С СЕРЕДИНЫ 2020-ГО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДОГНАЛО СПРОС, ЧТО, ОДНАКО, НЕ ПРИВЕЛО К СНИЖЕНИЮ ЦЕН

    «Несмотря на кажущуюся сбалансированность рынка, цены на нефть значительно превышают уровни 2019 года, когда спрос и добыча также находились на сравнимом уровне, – говорит Андрей Леонов, руководитель функции инвестиционного планирования СИБУРа. – В 2019-м цена нефти Brent колебалась в диапазоне 60–70 долл. за баррель, сейчас 105–115 долл. за баррель. Причина почти двухкратной разницы кроется в возросших геополитических рисках, способных привести к снижению предложения на фоне рекордно низких запасов нефти в развитых странах (ОЭСР). Из-за дефицита предложения запасы существенно сократились с середины 2020 года и сейчас находятся на минимальных значениях с середины 2014-го. Тогда цена на нефть также находились выше 100 долл. за баррель, но появление нового крупного экспортера в лице США привело к падению цен в два раза в течение одного года. Сейчас у США и других игроков возможности по существенному наращиванию добычи ограничены».

    Несмотря на кажущуюся сбалансированность рынка, цены на нефть значительно превышают уровни 2019 года, когда спрос и добыча также находились на сравнимом уровне.

    Андрей Леонов, руководитель функции инвестиционного планирования СИБУР, считает, что сейчас у США и других игроков возможности по существенному наращиванию добычи нефти ограничены.
    Андрей Леонов, руководитель функции инвестиционного планирования СИБУР, считает, что сейчас у США и других игроков возможности по существенному наращиванию добычи нефти ограничены.

    В ближайший год цена на нефть будет находиться в диапазоне 100–120 долл. за баррель, полагают представители инвестиционных банков и аналитических агентств. Это говорит о том, что существенного снижения стоимости нефти и, как следствие, нефтехимических продуктов ожидать не стоит. Андрей Леонов выделяет несколько причин этого. Во-первых, фактор ограниченного предложения со стороны американских компаний ввиду смены ролевой модели с «роста любой ценой» на более рациональное распределение денежных потоков в сторону акционеров и снижения долговой нагрузки. Кроме того, отсутствует существенный рост добычи со стороны ОПЕК+, несмотря на увеличение квот. С ноября 2021 года ОПЕК+ добывал ниже установленных организацией квот. В результате добыча нефти в мае отставала от разрешенного уровня на 2,7 млн баррелей в день. Одна из причин – осторожная позиция Саудовской Аравии по наращиванию добычи. Сейчас добавилось европейское эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов из России, которое должно вступить в силу к концу 2022 года, но снижение объемов импорта начнется раньше. Вторая причина – восстановление спроса на нефть в Китае. После очередного локдауна в крупных городах восстанавливается экономическая активность, рост которой власти стимулируют за счет введения субсидирования, налоговых льгот, поддержки финансовых рынков.

    ПО МНЕНИЮ АНАЛИТИКОВ MACRO-ADVISORY LLC, В 2022–2023 ГОДАХ РОСТ ЭКОНОМИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН (США, ЕВРОПА, ЯПОНИЯ) СОСТАВИТ ВСЕГО 2,5–3,5%. В КИТАЕ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ БУДЕТ КОЛЕБАТЬСЯ В ПРЕДЕЛАХ 4,5–5,5%, В ИНДИИ – 7–8%

    Что касается России, в ближайшие месяцы она станет продавать больше нефти по сниженным ценам азиатским покупателям, уверен Кристофер Уифер, генеральный директор Macro-Advisory LLC. Это благотворно повлияет на экономическую конкурентоспособность азиатских экономик. Сомнительно, что страны ОПЕК согласятся добывать больше нефти, они только что оправились от периода бюджетного дефицита.

    Главным фактором на газовом рынке выступает геополитический конфликт России и Европы. ЕС смогли законтрактовать большое количество азиатских СПГ-танкеров. Однако не факт, что такая ситуация продлится до зимы. Также ЕС очень заинтересован в газе из Катара, но Катар согласен только на 20-летний контракт, а это идет вразрез с экологической повесткой Европы. В любом случае этой зимой цены на газ в Европе будут очень высокие.

    Кристофер Уифер, генеральный директор Macro-Advisory LLC, уверен, что Россия в ближайшие месяцы станет продавать больше нефти по сниженным ценам азиатским покупателям.
    Кристофер Уифер, генеральный директор Macro-Advisory LLC, уверен, что Россия в ближайшие месяцы станет продавать больше нефти по сниженным ценам азиатским покупателям.

    В химической отрасли удача также на стороне азиатских регионов. Пока производители США и Европы страдают от повышения цен, перебоев в поставках и экологических ограничениях, азиаты пользуются дешевыми углеводородами и не испытывают такой сильной ориентации на климат со стороны своих правительств. Средний экономический рост в странах Азии, Африки и Ближнего Востока будет выше, чем в развитых западных экономиках.

    ДОСТАТОЧНО ПЕССИМИСТИЧНА СИТУАЦИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ. С ЯНВАРЯ ПО МАЙ ТЕКУЩЕГО ГОДА ТРАНСПОРТ ПРОСЕЛ НА 56%. ФУНКЦИОНИРУЮТ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ТОЛЬКО 49% ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. В ПРОИЗВОДСТВЕ ШИН РАБОТАЕТ ЛИШЬ 56% ПРЕДПРИЯТИЙ

    По мнению аналитиков Macro-Advisory LLC, в 2022–2023 годах рост экономики развитых стран (США, Европа, Япония) составит всего 2,5–3,5%. В Китае этот показатель будет колебаться в пределах 4,5–5,5%, в Индии – 7–8%. В более длительной перспективе на мировую экономику будут влиять следующие факторы:

    • Мир вступает в эпоху сильного государственного регулирования, увеличения доли госконтроля над ВВП, более высоких налогов и, весьма вероятно, более низкой нормы прибыли.
    • Денежно-кредитная политика в течение длительного времени будет более агрессивной. Высокие процентные ставки замедлят инвестиции и потребление на несколько лет.
    • Наблюдается усиление регионализации. В будущем это приведет к появлению региональных экономических блоков и увеличению разрывов в росте.
    • Эпоха дешевой и обильной энергии закончилась. Это не только следствие санкций, но и несоответствие целей экологической повестки и энергетической политики.
    • Цели в области охраны окружающей среды снова будут отодвинуты на второй план перед приоритетами инвесторов и правительств.
    • Перебои с поставками будут поддерживать рост инфляции во всем мире. Это может привести к трудовым спорам и требованиям более высокой заработной платы.

    Проблемы в переработке

    Сегодня переработчики столкнулись с четырьмя основными проблемами:

    1. Остановка импорта добавок, компонентов и деталей для оборудования.
    2. Сложность с ликвидностью.
    3. Изменение спроса и падение экспорта на 70–80%.
    4. Остановка проектов развития.

    «80% продуктов СИБУРа потребляют в трех основных отраслях: строительство, упаковка и транспорт. Негативнее всего ситуация развивается в транспорте, – отмечает Павел Гусев, руководитель службы Маркетинг отраслевых решений СИБУРа. – Это направление сразу же пошло вниз в феврале 2022 года, и до сих пор ситуация не выправляется. Строительство после краткосрочного скачка вверх также показало значимое снижение. Несколько более комфортно в нынешней ситуации чувствуют себя производители упаковки. Здесь сохраняется стабильный спрос относительно прошлого года».

    По данным Павла Гусева, руководителя службы Маркетинг отраслевых решений СИБУРа, негативнее всего ситуация развивается в транспорте. Это направление сразу же пошло вниз в феврале 2022 года, и до сих пор ситуация не выправляется.
    По данным Павла Гусева, руководителя службы Маркетинг отраслевых решений СИБУРа, негативнее всего ситуация развивается в транспорте. Это направление сразу же пошло вниз в феврале 2022 года, и до сих пор ситуация не выправляется.

    Несмотря на то что основные показатели строительства, объем текущих работ и количество сданных квадратов остаются докризисными, проблемы в отрасли все же есть. Это снижение выдачи ипотечных кредитов, высокая стоимость материалов, конструкций и изделий. В дальнейшем многое зависит от проектного финансирования и государственных расходов на отрасль. В базовом сценарии стройка «просядет» на 14%, по пессимистичному – на 23%. Одновременно здесь можно найти точки роста. Значительно сократился импорт кабелей и материалов для внутренней отделки. Есть потенциал в трубах и геоматериалах. Сейчас эти ниши могут занять российские производители.

    СЕГОДНЯ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАМЕЩЕНИЯ – В ПЛЕНКАХ, ПЛИТАХ, НЕПОРИСТЫХ ЛИСТАХ. ПОМИМО ЭТОГО, ЕСТЬ ВАРИАНТЫ ПЕРЕХОДА С БУМАЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПОЛИМЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ

    Так, СИБУР, благодаря маркам PP8300G и PP8400G НКНХ, смог на 90% заместить импортный продукт из экструзионного среднемодульного полипропилена для гофротруб. В результате этого на «Нижнекамскнефтехиме» вырос выпуск полипропилена, а на «Запсибнефтехиме» запущено производство материала PP I003EX, не уступающего лучшим мировым аналогам.

    Достаточно пессимистична ситуация в транспортной отрасли. С января по май текущего года транспорт просел на 56%. Функционируют полностью или частично только 49% производителей. В производстве шин работает лишь 56% предприятий. Здесь, помимо санкций, значительно повлиял глобальный кризис мировой индустрии, а также снижение конечного спроса, связанного с ростом цен на автомобили и сокращением реальных доходов населения. Даже в оптимистичном сценарии падение продаж в отрасли составит 50%, а производства – 55%. В базовом, без учета ушедших с рынка предприятий, – продажи и производство упадут на 65%. В пессимистичном прогнозе эти показатели достигают 80%. Но, несмотря на падение производства, здесь присутствует хороший запрос на импортозамещение, так как средняя локализация в отрасли всего 37%. Из-за ограничения поставок в Россию перестали импортировать марку полиэтилена для топливных баков АвтоВАЗ «Веста» и «Гранта». Специалисты СИБУРа совместно с производителями топливных баков определили целевую марку «Казаньоргсинтеза» ПЭ2НТ03-285Д и начали ее доработку. Уже в конце текущего квартала начнется омологация материала у производителя.

    Сегодня переработчики столкнулись с остановкой импорта добавок, компонентов и деталей для оборудования, а также изменением спроса и падением экспорта на 70–80%.
    Сегодня переработчики столкнулись с остановкой импорта добавок, компонентов и деталей для оборудования, а также изменением спроса и падением экспорта на 70–80%.

    Относительная стабильность сохраняется только в отрасли упаковки. Несмотря на то что доходы населения упали, объемы розничной торговли растут – но лишь в экономсегменте, где преобладает отечественный производитель. Объем продаж собственных торговых марок сетей вырос на 22%, что также говорит об увеличении экономсегмента. Но сейчас отрасль испытывает серьезные проблемы с доступностью сырья для производства крышек, краски, асептической упаковки. Причина: упаковка – самый большой сегмент по количеству импорта готовых изделий, около 260 000 т в год. Большая часть материалов шла из тех стран, которые ввели против России санкции. Сегодня самый большой потенциал замещения – в пленках, плитах, непористых листах. Помимо этого, есть варианты перехода с бумажных материалов на полимерные решения. Так, один из клиентов СИБУРа использовал европейские компоненты в качестве составляющей для экструзионной ламинации при производстве упаковки для снеков. После того как материал стал недоступен, СИБУР предложил склеивать слои упаковки расплавом полиэтилена низкой плотности. Теперь упаковка стала более экологична и на 100% состоит из отечественных компонентов.

    Как изменились торговые потоки

    Европейские страны долгое время были поставщиками тех материалов, которые российские производители произвести не могут, а из азиатских и дальневосточных – лишь единицы. В части базовых полимеров сейчас из Европы ограничены поставки ключевых видов полипропилена и полиэтилена низкой плотности. Если в первом полугодии прошлого года в Россию из Европы завезли 131 тыс. т базовых полимеров, то в первом полугодии этого года, с учетом двух благополучных месяцев, всего 70 тыс. т. Торговые потоки из Азии с 72 тыс. т выросли до 93 тыс. т, но это не замещает закрытие европейских каналов.

    ПО ОЦЕНКЕ АНАЛИТИКОВ СИБУРА, В СЕГМЕНТАХ ПЛЕНОК И ТРУБ ИЗ 772 ТЫС. Т ТОВАРОВ, ИМПОРТИРУЕМЫХ В РОССИЮ В 2021 ГОДУ, 208 ТЫС. Т ВОЗМОЖНО ЗАМЕСТИТЬ СВОИМИ СИЛАМИ, 250 ТЫС. Т МОГУТ ПОСТАВЛЯТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛИ РОССИИ И ДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН

    Помимо отсутствия того ассортимента, который нельзя купить в Азии, сказываются самоограничения крупных международных компаний, которые опасаются торговать с Россией, а также ограничения из-за невозможности доставки жидких продуктов морем. По сравнению с первым полугодием прошлого года, европейские поставки пластиков и продуктов органического синтеза с 38 тыс. т упали до 20 тыс. т, азиатские — с 150 тыс. т до 118 тыс. т. Как отметил Павел Федюнин, старший менеджер по маркетингу пластиков и органического синтеза, даже в этой ситуации можно найти свои преимущества. Уже сейчас СИБУР видит большое количество клиентов, которые хотели бы участвовать в налаживании производства продуктов в России.

    По оценке аналитиков СИБУРа, в сегментах пленок и труб из 772 тыс. т товаров, импортируемых в Россию в 2021 году, 208 тыс. т возможно заместить своими силами, 250 тыс. т могут поставлять производители России и дружественных стран. Но 222 тыс. т – это важный ассортимент, который импортозаместить невозможно. Во-первых, у нас нет необходимых технологий, во-вторых – мощностей: на их строительство потребуется не менее 4–5 лет.

    Павел Федюнин, старший менеджер по маркетингу пластиков и органического синтеза (слева), и Георгий Мартиросян, старший менеджер по маркетингу базовых полимеров СИБУРа (справа), утверждают, что изменения торговых потоков значительно влияют на ценообразование на мировом рынке, но ограниченно – на цены в России.
    Павел Федюнин, старший менеджер по маркетингу пластиков и органического синтеза (слева), и Георгий Мартиросян, старший менеджер по маркетингу базовых полимеров СИБУРа (справа), утверждают, что изменения торговых потоков значительно влияют на ценообразование на мировом рынке, но ограниченно – на цены в России.

    «Основная сложность импортозамещения в том, что практически во всех марках нужна та или иная импортная составляющая, которая либо недоступна, либо трудно получаема в текущих условиях, – отмечает Георгий Мартиросян, старший менеджер по маркетингу базовых полимеров СИБУРа. – В основном импортозамещения требуют special-марки, то есть марки с дополнительными свойствами. Для этого необходима объемная и очень скрупулезная работа. Но и тут есть определенные успехи.

    • Расширен марочный ассортимент для сегмента бытовой техники и электроники. Идет тестирование поликарбоната для осветительных приборов в автомобильной промышленности, а также ПК/АБС-компаундов для использования при производстве деталей кузова.
    • Ведется работа по замещению оргстекла (ПММА) в транспортных применениях. Ожидается, что в 2022 году СИБУР сможет заместить около 6 тыс. т ПК и АБС.
    • Начиная с марта осуществляется поддержка поставок одного из крупнейших потребителей МЭГ в РФ в объеме 5 тыс. т в месяц.
    • Идет замещение ПСВ в упаковке бытовой техники в объеме 2 тыс. т в год. На III квартал 2022 года запланирован опытно-промышленный выпуск химически стойкого УПС (ESCR) для бытовой техники».

    Санкции также негативно влияют на нефтехимический рынок Европы. Дефицит топлива в ЕС и США в июне привел к его резкому подорожанию и росту цен на октаноповышающие добавки и ароматику. В результате цена на бензол выросла на 60%, что также привело к удорожанию стирола и поликарбоната.

    Изменения торговых потоков значительно влияют на ценообразование на мировом рынке, но ограниченно – на цены в России. В том числе сказываются усилия СИБУРа по сдерживанию цен на внутреннем рынке.

    Что с логистикой

    С конца февраля начали вводить ограничения проезда грузовиков с российскими и белорусскими номерами в Европу, увеличились сроки доставки. Крупнейшие мировые морские линии стали закрывать доступ грузоотправителям РФ. Наблюдается дефицит и снижение доступности контейнерного оборудования. 

    «В самом начале февральского кризиса на таможнях царила полная неразбериха, – вспоминает Сергей Сучков, директор по логистике СИБУРа. – Например, на польской границе продукцию СИБУРа не пропускал только один пост из четырех. Приходилось одним таможенникам объяснять, что СИБУР не является санкционной компанией, и одновременно очень аккуратно коммуницировать с другими, чтобы они не узнали об излишнем рвении своих коллег. Обиднее было терять время на российской таможне во Владивостоке, где долго пытались разобраться, является ли жидкая химия СИБУРа товаром двойного назначения. Разумеется, все это очень сильно сказывается на доставке. Время в пути по некоторым направлениям выросло вдвое».

    НА ВОЛНЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СБОЕВ КАК В РОССИИ, ТАК И ЗА ГРАНИЦЕЙ РЕЗКО ВЫРОСЛА ЦЕНА НА СКЛАДСКИЕ УСЛУГИ. В ЕВРОПЕ К ТОМУ ЖЕ УСЛОЖНИЛАСЬ САМА ПРОЦЕДУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРАГЕНТАМИ

    Одной из самых больших проблем стал уход с рынка крупных мировых экспедиторов. Во-первых, промышленность потеряла качественный востребованный сервис, во-вторых, логистические компании забрали с собой контейнерное оборудование. С резким падением количества контейнеров упало и их качество. Если раньше на площадке было не более 10% бракованных контейнеров, сейчас их около трети. Однако есть и положительные моменты. «На смену пяти мультимодальным экспедиторам, ушедшим с российского рынка, пришло девять из развивающихся стран: Индии, Китая и даже Пакистана, – отмечает Сергей. – Правда, взаимодействовать с ними не всегда представляется возможным. У некоторых при развитой инфраструктуре совершенно отсутствует языковая локализация сервисов. Есть даже такие, которые работают только с наличкой».

    На волне логистических сбоев как в России, так и за границей резко выросла цена на складские услуги. В Европе к тому же усложнилась сама процедура взаимодействия с контрагентами. Там сейчас с опаской относятся к любой российской продукции. Многие компании стали перестраивать свои поставки через Турцию, что сразу же заметно сказалось на стоимости складских услуг в регионе. Этот бизнес там, как правило, ведется в ручном режиме, и это существенно отражается на его качестве. Но в Турции работает несколько хорошо зарекомендовавших себя европейских провайдеров.

    Сергей Сучков, директор по логистике СИБУРа, вспоминает, как в феврале на таможнях царила полная неразбериха.
    Сергей Сучков, директор по логистике СИБУРа, вспоминает, как в феврале на таможнях царила полная неразбериха.

    Сейчас в России ощутимо снизились цены на автоперевозки. В страну вернулись многие водители, которые раньше работали на Европу. Но это, скорее всего, временное явление. В некоторой перспективе возникнут проблемы с обслуживанием импортных тягачей и доступностью запчастей для них. Впрочем, даже в такой сложной ситуации можно найти решение. СИБУР начал сотрудничество с новыми логистическими линиями: «Трансконтейнер», НХТК, РУСКОН, «Транс Синергия», ГПНС. Основные перевозки сейчас переключаются с авто на ж/д транспорт.

    Для сохранения качества сервиса СИБУР открывает новые склады во всех российских и зарубежных географиях. За последние четыре месяца добавлено более 100 000 т хранения. Арендуются мощности терминалов для перевалки наливных грузов. В логистические цепочки включаются новые виды транспорта. Например, паром (с Кавказа в Турцию) или брейк-балк перевозки.

    Не все поставщики могут выдержать финансовое и санкционное давление. Для исключения кассовых разрывов у поставщиков СИБУР все чаще переходит на авансированные перевозки.

    СИБУР ДЕМОНСТРИРУЕТ УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ МАРОК И СПЕЦКОМПОНЕНТОВ НА РЫНКЕ НЕФТЕХИМИИ: НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ НАЙДЕНО 97% АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ ПРОБЛЕМНЫХ КОМПОНЕНТОВ

    Тяжело и точка. Или есть еще возможности?

    Из-за ограничений логистики и закрытия европейских рынков у СИБУРа заметно просели продажи. 20% продукции компании было ориентировано на Европу. Вследствие ограничения скорости прохождения платежей выросло число просроченных задолженностей экспортных клиентов. Но основная сложность заключалась в ограничении импорта спецхимии и катализаторов, а также материально-технического обеспечения. Это потребовало от компании максимальных антикризисных усилий, в частности нахождения альтернатив химпродукции, оборудованию, запчастям, катализаторам, изменения сценариев работы производств, создания резерва критичной химической продукции и катализаторов, проработки реверсивного инжиниринга оборудования и комплектующих.

    «Ситуация повлияла на инвестиционную политику компании, – отмечает член правления СИБУРа Александр Петров. – Основное ограничение тут лежит на лицензиях и высокотехнологичном оборудовании. Но те проекты, которые в феврале уже были на финишной прямой, компания сможет завершить. Уже в марте состоялся выпуск тестовых партий малеинового ангидрида (МАНа). Мощность линий составляет 45 тыс. т в год. Это 3% от доли на мировом рынке. Предприятие работает на одной из самых безопасных и экологичных технологий Conser. У нее в 1,5 раза меньше выбросов в атмосферу благодаря рециклу отходящих газов, по сравнению с бензольным методом на 32% меньше выброс СО2. Технология на треть сокращает расход сырья и на 99,85% обеспечивает чистоту продукта. Уже в 2023 году, благодаря этим мощностям, МАН в России будет полностью импортозамещен. Строительство Амурского газохимического комплекса: СИБУР завершит этот проект, однако уже сейчас понятно, что он не будет закончен в запланированные сроки».

    Член правления СИБУРа Александр Петров отмечает, что основное ограничение лежит на лицензиях и высокотехнологичном оборудовании. Но те проекты, которые в феврале уже были на финишной прямой, компания сможет завершить.
    Член правления СИБУРа Александр Петров отмечает, что основное ограничение лежит на лицензиях и высокотехнологичном оборудовании. Но те проекты, которые в феврале уже были на финишной прямой, компания сможет завершить.

    Сейчас полным ходом идет подготовка к пуску Kazakhstan Petrochemical Industries Inc (KPI) – нового производства полипропилена в Казахстане. Оно обеспечит выпуск 500 000 т полипропилена в год. Уже в этом году планируется выпустить 7 новых марок первой волны. В 2023 году будет налажен выпуск еще более 10 марок полипропилена.

    Несмотря на все вызовы времени, компания остается верна курсу на экологическую повестку. Еще в прошлом году СИБУР на базе «СИБУР ПолиЛаб» разработал линейку вторичных полимеров Vivilen – качественную смесь первичного сырья и вторично переработанных полимеров. Обеспечена полная механическая готовность комплекса, завершена интеграция систем первичного и вторичного полимеров. Сейчас идет установка нового оборудования, пусконаладочные работы, и уже получены первые партии продукта. Они проходят тестирование на соответствие нормам, после чего будут пущены на омологацию.

    Также команда СИБУРа постоянно держит в фокусе интересы клиентов. «Для поддержки партнеров в области импортозамещения полимеров в компании ведутся ускоренная омологация, предомологация новых марок, – говорит член правления СИБУРа Павел Ляхович, – прорабатываются альтернативные рецептурные решения». Кроме того, для клиентов действуют несколько экономических программ:

    • скидка на сырье для экспортируемых материалов;
    • льготные условия для закупки материалов на создание инновационных марок;
    • помощь в поиске клиентов на экспортном и внутреннем рынках.

    Член правления СИБУРа Павел Ляхович рассказывает, какие меры предпринимает компания для поддержки партнеров в области импортозамещения.
    Член правления СИБУРа Павел Ляхович рассказывает, какие меры предпринимает компания для поддержки партнеров в области импортозамещения.

    Чтобы повысить конкурентоспособность клиентов на зарубежных рынках, компания предлагает специальную программу «Экспортный форсаж». Ее цель – повысить эффективность продаж российских переработчиков, увеличить уровень загрузки производственных мощностей в РФ. Сервис дает скидки на перерабатываемый объем сырья, который будет в виде готовой продукции направлен на экспортные рынки.

    Похожая модель «Инвестиционный форсаж» направлена на развитие продаж на целевых рынках. Суть сервиса – скидка на сырье под обязательства инвестиций в расширение производственной мощности. Он подразумевает совместный анализ отрасли и проработку финансовой модели, предоставление гибких условий поставки (диверсифицированный подход к ценообразованию на продукцию СИБУРа для успешной реализации проекта).

    ПОЗИТИВНАЯ АТМОСФЕРА И ПРОДУКТИВНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТСКОГО ФОРУМА СИБУРА ПОЗВОЛЯЮТ С УВЕРЕННОСТЬЮ УТВЕРЖДАТЬ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ – ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ!

    Также СИБУР предоставляет клиентам максимально полный набор услуг для запуска нового бизнеса под ключ Starter Pack. Вот лишь небольшой перечень функций этого пакета:

    • контракт на поставку сырья с гарантией объемов;
    • подбор технологии и рецептур / доступ к решениям;
    • технологическое экспертное сопровождение на всех этапах;
    • решения по подбору производственного оборудования;
    • помощь в поставке химических компонентов;
    • поддержка в исследовании рынка (лидогенерация);
    • продвижение продаж продукции (eCom, лендинги и т.д.).

    По словам Александра Теплинского из службы развития и поддержки процессов, СИБУР агрегировал информацию о существующих мерах поддержки со стороны государства и банковского бизнеса, наработал экспертизу по этим процессам и готов делиться ей с клиентами. Такая поддержка решает несколько проблем, например нехватку банковских лимитов и оборотного капитала, высокие процентные ставки банков по финансовым продуктам, отсутствие гарантийной поддержки для получения займов.

    Опыт импортозамещения на 97%

    СИБУР демонстрирует успешный опыт импортозамещения марок и спецкомпонентов на рынке нефтехимии: на сегодняшний день найдено 97% альтернативных вариантов проблемных компонентов. Часть уже тестируется на производствах компании, в ближайшее время ожидаются поставки. Обычный цикл омологации занимает 6–8 месяцев, но в новой реальности его пришлось сократить до 2–4 недель. «Многие этапы налажены параллельно – это дает возможность оперативно корректировать процессы производства, – объясняет Ксения Устинова, технический сервис нефтехимического бизнеса СИБУРа. – Конечно, в период массовой замены химических компонентов свойства готовой продукции могут меняться. Однако не стоит ждать существенных изменений уровня качества. СИБУР использует полные аналоги ранее применяемых компонентов или очень близкие им по свойствам. Все этапы омологации сопровождаются техническими специалистами компании, которые применяют дополнительные инструменты контроля, дают статистическую оценку стабильности процессов как по их поведению на производстве, так и по качеству готовых продуктов». С начала 2022 года СИБУР разработал и проверил 8 новых марок. Ведется работа по 14 комплексным программам, в которых недоступные материалы будут заменены комбинацией имеющихся. Уже внедрено более 30 успешных замен на текущие продуктовые решения в товарах массового применения.

    Вот несколько примеров успешных кейсов:

    • Замена пленки для термоламинации. Такая пленка сложна в своей функциональности: она должна обладать хорошими сварными характеристиками, исключать разрывы и при этом обеспечивать легкое открывание лотков. СИБУР полностью заместил импортные марки mLLDPE, HDPE и LDPE на рецептуру из марок собственного производства: F2010M, HD03580SB, LD08220FE и LL09200FE.
    • Ламинация в картонной асептической упаковке. Для этих целей используется полиэтилен, при этом требования предъявляются не только к конечному материалу, но и к скорости процесса. Специалистам компании удалось разработать и протестировать смесевое решение, подтвердив возможность переработки на скорости от 300 до 600 м в минуту.
    • Альтернативная марка для производства крышек флип-топ для шампуней. Проведена замена материала крышек для напитков, включающая не только полимерное сырье, но и необходимые добавки.
    • Замена полиэтиленового композитного материала BorSafe (производитель Borealis). Благодаря объединенному продуктовому портфелю с предприятиями Татарстана удалось обеспечить прямую замену импортного BorSafe HE3490-LS на отечественный ПЭ2НТ11-9, а также импортных блоксополимеров на марки PP I003EX и PP 8400G. Эти решения уже применяются в производстве георешеток для дорожного строительства и труб со структурированной стенкой.

    Открытые двери – открытые возможности

    Для участников Клиентского форума была организована экскурсия в «СИБУР ПолиЛаб» – прикладной центр НИОКР СИБУРа. Главная особенность данного мероприятия – формат: все двери «ПолиЛаб» в этот день для гостей были открыты. Партнеры и клиенты смогли ознакомиться с техническими возможностями центра, опытными образцами, которые сейчас проходят тестирование в рамках импортозамещения, принять участие в испытаниях изделий, пообщаться с сотрудниками, задать все интересующие вопросы.

    Эксперты «СИБУР ПолиЛаб» поделились реальными примерами замены импортных полимеров на российские решения в различных направлениях:

    • замена сложных компонентов за счет рецептурных решений в гибкой упаковке;
    • замещение импортных марок полиолефинов и использование вторичного ПЭТФ в жесткой упаковке;
    • замена специальных марок ПЭ, ПК/АБС;
    • альтернативные решения для получения soft-touch-эффекта в волокнах.

    Также гости «СИБУР ПолиЛаб» смогли ознакомиться с новыми возможностями в рамках клиентских сервисов СИБУРа, в частности – заказ различных технических сервисов в личном кабинете клиента.

    Всего «СИБУР ПолиЛаб» посетили представители более 100 компаний. Партнеры и клиенты отметили высокий уровень компетенций сотрудников и оснащенности центра.

    Позитивная атмосфера и продуктивные обсуждения между участниками во время проведения Клиентского форума СИБУРа позволяют с уверенностью утверждать: новые вызовы – это, прежде всего, новые возможности!

    Сергей Комышан, исполнительный директор СИБУРа:

    «Последние месяцы стали достаточно серьезным вызовом для отрасли. Если предыдущие наши встречи посвящались далеким перспективам развития, в этот раз обсуждаем текущие вызовы. Несмотря на тяжелую экономическую обстановку, нашей компании удалось сохранить загрузку почти всех своих производств. Мы хотим поделиться тем, что знаем и умеем: идеями и лайфхаками, которые помогают нам работать в это время. В 2022 году на форуме собралось более 300 клиентов СИБУРа, что в два раза больше первого клиентского форума в 2017 году. Также на мероприятии присутствовало около 100 специалистов холдинга, готовых ответить на любые вопросы гостей мероприятия».

    Сергей Пашинский, руководитель Ассоциации полимерной интеграции: 

    «Мы созданы из трех фирм, которые объединяют порядка 20 заводов, и также у нас Трубное сообщество, это 146 руководителей предприятий, и мы, соответственно, постоянно сканируем рынок. Довольно плотно работаем с СИБУРом по ряду направлений. Вместе мы создали сырьевой штаб в этой ситуации, которая сложилась сейчас на рынке. Пилотный проект этого штаба заработал у нас именно благодаря отклику СИБУРа. Мероприятие шикарно организовано, можно пообщаться и задать вопросы. Очень рады сотрудничеству, и спасибо, что организуете это все».

    Дмитрий Сапрыкин, технический директор «Русолово»:

    «СИБУР, на мой взгляд, одна из немногих компаний, которая вообще общается с заказчиками плотно и реально пытается что-то сделать для них всегда, когда даже вопросы напрямую не касаются деятельности холдинга. Это удивительно».

    В программу форума входили дискуссионные стримы:

    «Упаковка»

    «Строительство»

    «Синтетические каучуки»

    Также смотрите фоторепортаж с форума

    15 сентября 2022
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме

    Подписка на новости