Полимерные материалы занимают около 24% от общего объема упаковочного рынка в России. Хотя точных публичных данных о доле перерабатываемой упаковки на сегодняшний день нет, в отрасли наблюдается устойчивая позитивная динамика, отмечает Дарья Свириденко, сооснователь сообщества КОД ESG.

Рост интереса к потенциально более перерабатываемым решениям появился давно. Этот тренд отмечают практически все отраслевые эксперты, и вызван он сразу несколькими факторами.
Первый связан с усилением регуляторного давления. Повышается ставка экосбора в виде расширенной ответственности производителя (РОП) за утилизацию и переработку своей продукции после окончания ее срока службы. Цель РОП — снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду, сократив их количество за счет развития системы сбора, сортировки, переработки и увеличения доли материалов, которые перерабатываются и используются повторно.
Однако, наряду с ожидаемым положительным эффектом, есть и финансовые риски для отрасли, поскольку увеличение ставок экосбора закладывается в конечную стоимость товара. На сегодняшний день в структуре себестоимости продукции доля затрат на упаковку составляет в среднем 30%: 18–33% — безалкогольные напитки (ПЭТ); 25–30% — соки (комбинированная упаковка); 40–44% — вода (ПЭТ). С 1 января 2026 года, когда ставки экосбора будут повышены, для ПЭТ и полимеров расходы на упаковку возрастут в 4 раза, для ПЭТ, ПС, ПВХ — в 3,7 раза, для ПЭ и ПП — в 2 раза.
Существуют механизмы снижения финансовой нагрузки на переработчиков, предусмотренные законодательством по РОП. Например, самостоятельная утилизация заданного нормативом объема выпущенной продукции — как за счет собственных мощностей, так и по договору с компанией-утилизатором, включенной в реестр утилизаторов. В случае если продукт утилизации является вторичным сырьем, возможно применение понижающего коэффициента для снижения платежа по РОП.
Второй фактор — усиление экологической ответственности со стороны производителей как часть внутренней стратегии компаний. Экологичность и перерабатываемость упаковки перестали быть исключительно маркетинговыми инструментами. Внедрение потенциально более перерабатываемых решений становится частью стратегии с целью оптимизации процессов, снижения экологического следа и повышения эффективности бизнеса в целом.
Наконец, третий фактор — растет осознанность потребителей. Полина Асоскова, руководитель проектов по устойчивому развитию Х5, подчеркивает, что покупатели все чаще обращают внимание на экологические характеристики не только самой продукции, но и ее упаковки. Проблемы экологии заботят большинство российских потребителей. По данным исследования GFK для Х5, растет спрос на продукцию эко-ответственных компаний: 46% потребителей пользуются их продуктами/услугами, а 31% переключились на более экологичные аналоги товаров.
В сфере перерабатываемых решений жесткая упаковка, как сегмент, выгодно выделяется, считает Максим Ремчуков, директор дивизиона «Развитие вторичной переработки и устойчивых решений» СИБУРа. Отсортировать ее и вовлечь в цикл возможно даже при существующих на рынке ограничениях. А вот на рынке гибкой упаковки, по мнению Дарьи Свириденко, ситуация сложнее: решения есть, но ввиду большего разнообразия форм и материалов переработка на сегодняшний день не всегда эффективна.
Вторая жизнь пластика
Второй общий тренд — рост использования вторичных полимеров. Как отметила Ольга Стадник, руководитель Центра исследований EcoTechLab компании «ЭкоТехнологии», развитию этого направления способствует в том числе ослабление ограничений в ГОСТах, направленных на применение вторичных материалов в пищевой упаковке.
Объемы и качество гранулы, получаемой при переработке полимерной упаковки, во многом зависят от исходного сырья и сортировки. По словам Алексея Антоненко, генерального директора компании «РПолимер», при переработке полипропиленовой упаковки получается гранула высокого качества. Однако на данный момент сырье из-за плохой сортировки является сложно перерабатываемым. Ввиду многослойности и многообразия упаковки зачастую порядка 40% смеси не идентифицируется, и ее приходится возвращать на КПО.
Переработке нужен постоянный приток сырья
Вызовов, на которые предстоит ответить, несколько. Первый — это дефицит сырья. Максим Ремчуков полагает, что объемы текущего извлечения вторичного сырья в три раза ниже совокупного спроса. Несмотря на растущий интерес к развитию переработки и готовность бизнеса двигаться в этом направлении, отсутствие стабильного сырьевого обеспечения делает принятие инвестиционных решений крайне затруднительным. Дополнительные сложности создает волатильность цен на рынке сырья. Цены на вторичное сырье зачастую выше, и производители делают резонный выбор в пользу более выгодного предложения.
По мнению Максима Ремчукова, для всех видов полимерной упаковки требуется определенная сегментация, которая позволит точнее понять, что востребовано рынком, на чем фокусировать усилия в области R&D и какие направления наиболее перспективны. Ведь все, что связано с переработкой и использованием вторичного сырья, в конечном счете превращается в задачу для научно-исследовательских и инженерных подразделений.
Запрос на стандартизацию подтверждает и Алсу Галимова, руководитель отдела инноваций и разработок компании ДАНАФЛЕКС. Единый подход к сбору, сортировке и извлечению материалов позволил бы правильно классифицировать исходное сырье и сформировать больше пригодного сырья для получения качественной вторичной гранулы.
По оценкам компании ДАНАФЛЕКС, среди гибкой упаковки наиболее сложны в переработке многослойные пленки и материалы с фольгой. Работа с ними возможна, но на сегодняшний день экономически неэффективна. При переработке комбинированных материалов из разных видов полимеров также возникают трудности: качество вторичной гранулы остается достаточно низким, что ограничивает ее повторное использование.
Технологически проще и экономически целесообразнее переработка упаковки из мономатериалов. В этом случае на выходе получается качественная вторичная гранула с высоким потенциалом вовлечения в хозяйственную деятельность.
Многокомпонентная/многослойная упаковка |
|||
---|---|---|---|
Тип упаковки |
Примеры продукции |
Материалы |
Технологическая особенность переработки |
Комбинированные материалы с фольгой (группа № 27 Перечня РОП)
|
Детское питание, корма для животных, кетчуп, джемы, сгущенное молоко, кофе, снеки, специи, порционные соусы, туба для зубной пасты |
ПЭТФ/фольга/ПП (ПЭ) ПЭТФ/фольга/ПЭТФ/ПЭ |
Сложная и экономически неэффективная технология переработки отходов от упаковки |
Разные классы пластмасс (группа № 27 Перечня РОП)
|
Майонез, творог, сыры, крупы, макароны, специи, порционные соусы, порционный кофе, чай в пакетиках, влажные салфетки |
ПЭТФ/ПП (ПЭ), ПЭТФ/ПЭТФ/ПЭ ПЭТФ/БОПП, ПЭ/ПЭТФ/ПЭ, ПЭ/ПА/ПЭ |
Ограниченные возможности вовлечения вторичного сырья в хозяйственную деятельность |
Упаковка, пригодная для переработки |
|||
---|---|---|---|
Тип упаковки |
Примеры продукции |
Материалы |
Технологическая особенность переработки |
Упаковка из мономатериала (группы № 21, 22, 24, 25)
|
Кондитерские изделия, крупы, макароны, упаковка для туалетной бумаги / стирального порошка |
БОПП/ПЭ (ПП), БОПП/БОПП, ПЭ/ПЭ |
Экономически выгодная и доступная технология переработки отходов от упаковки |
Упаковка из мономатериала (группы № 24, 25)
|
Соусы, кофе, корма, детское питание, покрывные на лотки, сыры/творог, влажные салфетки |
Переход с традиционных структур на упаковку из мономатериала |
Получение качественной вторичной гранулы с высоким потенциалом вовлечения вторичного сырья в хозяйственную деятельность |
Источник: компания ДАНАФЛЕКС
Один из ключевых вызовов в развитии переработки — дефицит доступного оборудования. Максим Ремчуков полагает, что для поддержки компаний, уже работающих в сфере утилизации, а также тех, кто только планирует запуск перерабатывающих мощностей, необходимо развивать отечественное станко- и машиностроение. Рынку требуется надежное и эффективное российское оборудование, которое может быть дополнено отдельными импортными компонентами.
Важный момент, который также надо учитывать, — широкое разнообразие рынка упаковки. По мнению Ольги Стадник, внедрение любых изменений, даже небольших, например отдельного элемента в упаковке, может требовать модернизации линий оборудования и других мер, которые непосредственно влияют на бизнес-издержки.
Экопросвещение и формирование потребительского доверия
На сегодняшний день экологичность в упаковке — своего рода маркетинговый инструмент, но при отсутствии единой системы координат часто возникает путаница. На полках можно увидеть массу обозначений: «эко», «био», «зеленое», но, по мнению Максима Ремчукова, без внятных стандартов они теряют ценность.
Еще один момент — маркировка перерабатываемости. 100%-ная перерабатываемость не означает, что упаковка действительно будет возвращена в цикл. Отсюда важная задача — формирование доверия, подкрепленного ясными, прозрачными правилами.
Основная цель отрасли сегодня — выстроить эффективную систему возврата использованной упаковки, чтобы она могла получить вторую жизнь. Это ключевое условие для формирования полноценной экономики замкнутого цикла. Эксперты убеждены, что для этого предстоит серьезно продвинуться в сфере обращения с отходами: создать инфраструктуру, стимулировать сортировку, обеспечить переработчиков необходимым объемом сырья.
По состоянию на 14 августа 2025 года в реестре утилизаторов уже числится 41 компания, утилизирующая полимерные отходы.
Комментарии (0)