Всю работу, связанную с проверкой контрагента, можно условно поделить на следующие этапы:
- сбор необходимых документов и сведений о контрагенте;
- запрос или самостоятельное получение дополнительных данных о контрагенте (в случае выявления несоответствия в имеющихся сведениях);
- проверка контрагента по общедоступным ресурсам;
- проведение анализа проекта договора с контрагентом.
По итогам важно разработать официальный документ компании – регламент преддоговорной работы по проверке контрагентов.
Этап 1. Запросите документы у контрагента
Чтобы определить «реальность» контрагента как юридического лица, запросите у него:
- копию устава организации;
- решение или протокол о создании организации;
- свидетельство ОГРН и о постановке на налоговый учет, а для компаний, созданных после января 2017 года, – лист записи ЕГРЮЛ;
- решение о назначении генерального директора (для акционерных обществ – протокол общего собрания акционеров);
- приказ о вступлении в должность генерального директора;
- копию паспорта генерального директора;
- лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности.
Понять, сможет ли контрагент исполнить свои обязательства по договору, помогут следующие документы:
1. Копия штатного расписания организации. Изучая ее, вы поймете, есть ли в штате компании-контрагента необходимые специалисты. Совсем небольшая численность сотрудников может быть одним из признаков фирм-однодневок;
2. Выписка о движении денег по расчетному счету контрагента за последние полгода. Она поможет удостовериться в наличии или отсутствии:
- реальных сделок контрагента с другими юридическими лицами;
- характерных для реально действующей компании платежей (арендная плата, выплаты заработной платы сотрудникам, хозяйственные расходы и т.п.).
Если реальных сделок и характерных платежей нет, это также может говорить о неблагонадежности контрагента.
Этап 2. Самостоятельно соберите информацию о контрагенте
На сайте ФНС России вы можете получить в электронном виде выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на своего контрагента. Если компании в ЕГРЮЛ нет, то заключать с ней сделку нельзя (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ), поскольку вы не сможете не только учесть расходы и принять к вычету НДС по такой сделке, но и взыскать задолженность с несуществующего контрагента. Это касается как случая заключения договора до момента регистрации компании в ЕГРЮЛ, так и случая его подписания уже после того, как компания была из ЕГРЮЛ исключена (Постановление ФАС Центрального округа от 30.05.2002 по делу №А08-3180/01-10).
Если сведения о контрагенте есть в реестре, то по выписке из ЕГРЮЛ можно узнать и сравнить с имеющейся у вас информацией сведения о:
- дате регистрации контрагента в налоговом органе;
- адресе регистрации (совпадает ли он с адресом офиса, нет ли каких-нибудь особых отметок налоговой по данному адресу);
- статусе (действующая или нет организация);
- ОГРН;
- ИНН;
- размере уставного капитала: для некоторых видов деятельности он должен быть больше минимального – 10 000 руб., например, для ПАО – 100 000 руб., частных агентств занятости – 1 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2181);
- видах деятельности по ОКВЭД с аналогичными сведениями, содержащимися в представленных контрагентом документах;
- Ф. И. О. руководителя и учредителей.
Внимательно сравните информацию в выписке из ЕРГЮЛ с решением или протоколом о назначении руководителя. Обратите внимание на срок его полномочий, указанный в уставе, и на наличие полномочий совершать сделки по уставу.

Этап 3. Проверьте контрагента по общедоступным федеральным информационным ресурсам
Есть несколько полезных ресурсов.
1. Сервис «Прозрачный бизнес». Тут собрана информация из различных электронных сервисов ФНС России. В одном месте бесплатно вы можете получить:
- реквизиты организации или индивидуального предпринимателя (полное и сокращенное название организации, Ф. И. О. предпринимателя, ОГРН, ОГРНИП, ИНН);
- сведения о видах деятельности и уставном капитале организации;
- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с возможностью получения выписки из реестров;
- сведения из реестра дисквалифицированных лиц;
- информацию о недостоверности сведений по адресу или руководителю организации;
- информацию о многократном участии физического лица в организациях;
- сведения об адресах массовой регистрации организаций;
- сведения о факте представления документов для государственной регистрации.
Также здесь есть сведения о:
- задолженности компаний по налогам, пеням и штрафам;
- налоговых нарушениях;
- сумме уплаченных налогов;
- сумме доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности;
- численности работников организации, а также о том, представляется ли налоговая отчетность, и многое другое.
2. Сервис «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов». Здесь вы можете получить данные о юридических лицах, не представляющих налоговую отчетность более года и/или имеющих по состоянию на 01.01.2023 превышающую 1000 руб. задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю.
3. Сервис «Ресурс БФО» – общедоступный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, на котором размещена представленная в ФНС России бухгалтерская отчетность организаций, а также аудиторские заключения и пояснения. Данные предоставляются с электронной подписью ФНС России с той же юридической значимостью, что и заверенная печатью налогового органа.

Важно
От представления обязательного экземпляра отчетности в ресурс БФО освобождаются:
- организации бюджетной сферы;
- Центральный банк Российской Федерации;
- религиозные организации;
- организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Также в ресурсе БФО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.
4. Сервис «Банк данных исполнительных производств» на сайте Федеральной службы судебных приставов полезен тем, что в нем собрана вся информация о том, заведено ли в отношении потенциального контрагента исполнительное производство.
5. Сервис «Картотека арбитражных дел» ВАС РФ поможет проверить, не возбуждена ли в отношении организации процедура банкротства и не ведется ли исковое производство.
6. Сервис «Реестр дисквалифицированных лиц» на сайте ФНС России – это открытый список, куда внесены все физические лица, которых суд лишил права занимать руководящие должности. Хорошо, если в нем нет сведений об интересующем вас лице (в нашем случае о руководителе организации или лице, подписывающем документы). Если есть, данные формируются в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного налогового органа, после подтверждения оплаты за представление сведений. Стоимость услуги – 100 руб., оплатить можно онлайн банковской картой на сайте ФНС России, через сайт кредитной организации или сформировав квитанцию для оплаты в банке.
7. Сервис «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России дает возможность понять действительность паспорта генерального директора компании-контрагента.
8. На сайте ЕИС «Закупки» можно проверить, не включен ли контрагент в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
5 причин отказаться от сотрудничества:
- По адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, контрагент не находится, и у него нет офиса или офис слишком часто меняется;
- Руководитель является «массовым» или числится учредителем в разных по сферам деятельности компаниях;
- Отсутствуют оригиналы учредительных документов, лицензий и разрешений, документов на недвижимость и пр.;
- В налоговую инспекцию сдаются нулевые балансы;
- Отсутствуют сотрудники, особенно в компаниях, в которых их не может не быть.

Этап 4. Проведите анализ проекта договора с контрагентом
Вот нюансы, на которые в первую очередь стоит обратить внимание при анализе и подписании договора.
1. Четко сформулирован предмет договора: о чем установлены договоренности, как они прописаны в договоре.
2. Указаны цена и порядок расчетов. Например, подозрительны длительные временные отсрочки платежа, поставки товара в больших объемах без предоплаты или гарантийной оплаты, указание в договоре высоких штрафных санкций.
3. Прописаны заверения об обстоятельствах (ст. 431.2 ГК РФ). То есть важно не на словах обсудить все возможные проблемы при реализации сделки, а зафиксировать их в договоре. В этом случае, если возникает спор, заинтересованная сторона сможет предоставить суду письменные доказательства того, что заверения давались.
4. Есть условия о штрафных санкциях, например, «Если поставщик нарушил срок поставки на …. дней, заказчик вправе удержать неустойку в размере … из суммы оплаты за товар, указанный в п…. настоящего договора». Или: поставка некачественного товара, некачественное оказание услуг или проведение работ, неисполнение обязательств вообще, неполная оплата, непредоставление предусмотренных договором документов. Чем больше, тем лучше. И важно максимально конкретизировать каждый пункт.
5. Прописано, где рассматриваются судебные споры. Это поможет на берегу выбрать судебный орган, который будет заниматься рассмотрением всех спорных моментов. Тут также важна конкретика в написании наименования суда. Примеры неточных формулировок: «по месту нахождения истца», «в арбитражном суде/суде общей юрисдикции», «в Арбитражном суде города Омска» (неверное указание наименования суда), «в арбитражном суде/суде общей юрисдикции, находящемся в городе Москве».
Этап 5. Разработайте регламент по проверке контрагента
С учетом всего вышесказанного, разработайте и утвердите в своей компании внутренний регламент преддоговорной работы по проверке контрагентов. Прежде всего максимально подробно изложите в нем, какие документы и какой набор сведений следует собирать по каждой группе сделок или контрагентов. Также важно конкретизировать, какая информация о контрагенте должна быть собрана до заключения с ним договора и какие данные будут контролироваться во время исполнения договора.
Комментарии (0)