Выход в мир: 6 шагов на внешние рынки
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    Прежде чем начать выход на новый рынок, соберите как можно больше информации о потенциальном регионе сотрудничества. Лучше всего воспользоваться аналитическими данными, которые предоставляют частные специализированные агентства или государственные сервисы, например платформа «Мой эксперт». Чтобы получить доступ к ней, зарегистрируйтесь с помощью учетной записи ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации – «Госуслуги») или УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись). После регистрации в личном кабинете будут доступны более 30 сервисов – от обучения, предоставления мер господдержки, поиска партнера и покупателя до финансирования и страхования экспортных контрактов. В разделе «Аналитические услуги» собраны маркетинговые исследования, аналитика и отчеты по разным направлениям и показателям экспорта. Станет доступен интерактивный сервис «Поиск рынков сбыта». В поле поиска можно ввести наименование продукции или код ТН ВЭД (код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, уникальный номер, который присваивается каждому товару в зависимости от его свойств) и получить список стран – потенциальных рынков сбыта продукции, ранжированный по разным параметрам.

    Далее:

    • займитесь поиском клиентов и партнеров;
    • обязательно проверьте их на благонадежность;
    • организуйте работу с документами;
    • застрахуйте сделку;
    • наладьте логистику;
    • изучите программы поддержки экспортеров.

    Шаг 1. Поиск клиентов и партнеров

    Определившись с перспективным рынком, начинайте поиск клиентов и партнеров. Удобнее и эффективнее это делать на международных выставках, бизнес-миссиях и других офлайн-мероприятиях. По мнению Олега Паладьева, международного эксперта по вопросам глобального предпринимательства и развитию внешнеэкономической деятельности «Цифровые технологии ВЭД», также стоит обратить внимание на новые инструменты. «Компании недооценивают онлайн-методы коммуникации, – отмечает он. – Сегодня инструментарий для выхода на внешние рынки значительно расширился за счет внедрения цифровых технологий. Бизнес набирает обороты в условиях нестабильной экономики. Это ведет к тому, что клиент быстро появляется со своим заказом, и задача продавца – оперативно этот заказ удовлетворить. Сделать это можно с помощью онлайн-поиска, работы с искусственным интеллектом, например, найти покупателя по цифровому следу товара, создать алгоритм для того, чтобы потенциальный покупатель смог найти вас по ключевому запросу. Это ускоряет процессы на этапе поиска клиентов и партнеров в несколько раз, позволяет сэкономить на всевозможных поездках и командировках». 

    СИБУР запустил сервис «Цифровая лидогенерация», который помогает найти клиентов на зарубежных рынках. Автоматизированный поиск осуществляется по отраслевым и таможенным базам.

    Сегодня во всех субъектах России созданы специальные структуры, которые помогают малому и среднему бизнесу стать экспортером.
    Сегодня во всех субъектах России созданы специальные структуры, которые помогают малому и среднему бизнесу стать экспортером.

    Также рекомендуем вновь обратиться к платформе «Мой экспорт». В разделе «Продвижение на внешние рынки» есть три сервиса:

    1. «Выставки и бизнес-миссии». Комплексная услуга включает в себя аренду выставочных площадей, застройку и сопровождение стенда, доставку выставочных образцов, подготовку презентационных раздаточных материалов, подбор потенциальных иностранных покупателей. Можно заказать переводчика. В этом же разделе есть возможность зарегистрироваться в программе поддержки российских компаний и возместить часть затрат на участие в зарубежных мероприятиях;
    2. «Поиск потенциального партнера». Здесь вам бесплатно подберут заинтересованных покупателей. Правда, в настоящее время сервис работает только по 11 странам: Азербайджан, Армения, Беларусь, Вьетнам, Индия, Иран, Казахстан, Китай, Таджикистан, Турция, Узбекистан;
    3.  «Электронная торговля». Экспортерам, которые уже работают по каналам электронной торговли, помогают организовать работу на зарубежных маркетплейсах.

    На сайте Минпромторга можно обратиться к реестру международных выставочно-ярмарочных мероприятий.

    Сегодня во всех субъектах России созданы специальные структуры, которые помогают малому и среднему бизнесу стать экспортером. В вашем регионе может действовать региональный центр поддержки экспорта или специалист-консультант в центре «Мой бизнес». Подробнее – на сайте Российского экспортного центра.

    Для реализации экспортного потенциала компаний созданы специальные службы и фонды. Например, Минпромторг Республики Татарстан организует встречи и бизнес-миссии для предприятий региона, обсуждает инвестиционные проекты, включает в зарубежные делегации представителей местного бизнеса, ведет экспертизу контрактов. В Подмосковье для помощи экспортерам региона учрежден Фонд поддержки внешнеэкономической деятельности Московской области (Фонд ВЭД). Его задачи обширны – от поиска клиентов для компаний региона до консультаций по международным стандартам и оформления договоров. Для предприятий области в прошлом году было организовано обучение по программе «Экспортный форсаж», в результате чего они получили знания и практические навыки для ведения бизнеса на международном рынке, что помогло сориентироваться на новых рынках и определиться с выбором потенциальных партнеров.

    Юлия Новикова,
    финансовый директор ООО «Никатор»:

    «Наша компания занимается производством процессинговых добавок, суперконцентратов красителей и индивидуальных компаундов. За время работы с Фондом ВЭД мы заключили 12 экспортных контрактов. Наши экспортные направления – Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Турция. За 2022 год выручка по экспортным контрактам составила более 50 млн руб., было отгружено около 500 т продукции. Мы расширили свой марочный ассортимент. Полимерную основу продукции мы закупаем у СИБУРа, а свою продукцию планируем поставлять теперь уже на новые рынки. Фонд помогает провести юридическое сопровождение контракта, осуществить банковские платежи между странами».

    Чтобы повысить конкурентоспособность клиентов на зарубежных рынках, СИБУР предлагает специальную программу «Экспортный форсаж». В рамках программы компания предоставляет специальные ценовые условия на перерабатываемый объем сырья, который будет в виде готовой продукции направлен на экспорт. Ее цель – повысить эффективность продаж российских переработчиков, увеличить уровень загрузки их производственных мощностей. Отметим: принять участие в программе может любой российский производитель, использующий сырье СИБУРа.

    В ходе переговоров, независимо от региона, будь то Европа, Азия, Латинская Америка, отношения регулируют два параметра: доверие (насколько вы понравились клиенту и насколько он может доверять вам) и условия будущей сделки.
    В ходе переговоров, независимо от региона, будь то Европа, Азия, Латинская Америка, отношения регулируют два параметра: доверие (насколько вы понравились клиенту и насколько он может доверять вам) и условия будущей сделки.

    Шаг 2. Проверка контрагента

    После достижения договоренностей о сотрудничестве запросите у иностранного партнера нотариально заверенные учредительные документы, подтверждающие существование компании и полномочия подписанта. Выясните, кто является руководителем компании, кто уполномочен подписывать документы.

    Проверить контрагента поможет сайт Федеральной налоговой службы (ФНС): онлайн – через регистрационные базы компаний. Также здесь есть сервис «Налоговые администрации стран мира», где можно запросить официальное подтверждение о существовании компании:

    «Налоговые администрации стран мира». Еще один способ проверки: отправить запрос в Государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Включение компании в реестр означает, что она ведет свою деятельность законно.

    Но лучшим вариантом будет доверить процесс проверки специалистам, которые обладают навыками и знанием рынка. Например, ряд банков предоставляют сервисы по проверке контрагентов. Также банк, через который проходят расчеты, станет конечной точкой проверки контрагента.

    Как отмечает Олег Паладьев, если речь идет о глобальных цепочках поставок, выстраивании отношений с первыми лицами страны, поддержке органами государственной власти, то стоит учитывать национальные и культурные особенности региона при ведении бизнеса. Если же говорить о малом и среднем бизнесе, то культурные и национальные особенности при выходе на внешние рынки уходят на второй план. На первом плане – выгода сделки. В ходе переговоров, независимо от региона, будь то Европа, Азия, Латинская Америка, отношения регулируют два параметра: доверие (насколько вы понравились клиенту и насколько он может доверять вам) и условия будущей сделки.

    Шаг 3. Работа с документами. Сделка

    Разрешительную документацию и другие документы по ВЭД можно оформить, в частности, с помощью платформы «Мой экспорт». Лицензию на продукцию удобно получать на сайте Минпромторга через «Госуслуги».

    После подготовки документов можно переходить к оформлению контракта. Его типовой проект можно заказать на сайте Российского экспортного центра. Для дальнейшей работы над документом лучше обратиться к специалистам, например, на маркетплейсе «Профессионалы экспорта» или в консалтинговых агентствах.

    «При заключении с нашим трейдером в Беларуси большого трейдерского контракта шла длительная и сложная юридическая работа, – рассказывает Юлия Новикова из «Никитора». – Мы обращались за помощью к представителям Фонда поддержки ВЭД Московской области, они вносили множество правок, были сложные согласования, в итоге мы получили выгодный и безупречный с юридической точки зрения контракт».

    Важно продумать и понять, какие оптимальные в современных условиях маршруты будут задействованы при экспорте вашего товара.
    Важно продумать и понять, какие оптимальные в современных условиях маршруты будут задействованы при экспорте вашего товара.

    Шаг 4. Страхование сделки

    Страхование экспортной сделки становится важным пунктом при работе на новых направлениях. Принципиальный момент: страховка включает в себя и проверку контрагента, поэтому дает возможность сэкономить время, минимизировать риски, получить уверенность в успехе сделки.

    Использование инструментов страхования позволяет экспортерам предлагать более выгодные условия поставки товаров. Это положительно отражается на эффективности экспортных продаж за счет возможности привлечения новых заказчиков и расширения географии поставок.

    Знакомство с услугами страхования удобнее начать с российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций «ЭКСАР» (входит в группу Российского экспортного центра). Направьте онлайн-заявку и узнаете подробности, в том числе стоимость страхования вашего контракта.

    Шаг 5. Разработка маршрута груза. Логистика

    Важно продумать и понять, какие оптимальные в современных условиях маршруты будут задействованы при экспорте вашего товара. Многие игроки, уже выстроившие стратегию на внешних рынках, сегодня вынуждены менять логистические цепочки, искать альтернативные маршруты. По мнению экспертов «СоюзКонсалт», эта ситуация дает неплохой шанс экспортерам-новичкам: пока компании, имевшие дело с международным рынком, перестраивают свои бизнес-модели, новички сферы могут опередить их.

    Консультации экспертов по логистике можно получить также в Российском экспортном центре, у представителя вашего региона. Также у них можно узнать, как создать склады с продукцией на интересующем вас рынке. Это поможет закрепиться на нем, заслужить лояльность настоящих и потенциальных партнеров, а также избежать внезапных проблем с логистикой.

    Сегодня в России разработаны программы обучения и ускоренные курсы для тех, кто хочет разобраться в особенностях экспорта в разные страны.
    Сегодня в России разработаны программы обучения и ускоренные курсы для тех, кто хочет разобраться в особенностях экспорта в разные страны.

    Шаг 6. Поиск софинансирования и программ поддержки

    В последние годы начали действовать различные программы, оказывающие финансовую помощь компаниям для выхода на внешние рынки. Лучше всего начать поиск таких программ в своем регионе.

    Например, компании «Никитор» выйти на внешние рынки помогло предэкспортное финансирование, организованное фондом поддержки ВЭД совместно с Росэксимбанком. «Мы брали кредит под 3% в год для закупки сырья, – уточняет Юлия Новикова. – В нашей отрасли иногда денежное плечо от закупки до получения выручки длится до шести месяцев, поэтому предэкспортное финансирование – ощутимая помощь».

    Различные государственные программы поддержки российских экспортеров можно найти на сайте Министерства промышленности и торговли и региональных органов власти.

    На заметку

    Сегодня в России разработаны программы обучения и ускоренные курсы для тех, кто хочет разобраться в особенностях экспорта в разные страны. Онлайн-курсы с получением сертификата и учебные пособия выложены на сайте Российского экспортного центра. Там же можно записаться на офлайн-семинары по разным темам.

    Как видите, для покорения зарубежных рынков надо сделать всего лишь 6 шагов. А пройдя этот путь в первый раз при поддержке профессионалов, вы сможете успешно развивать бизнес в дальнейшем.

    24 апреля 2023
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме