Углеродный рынок России ждет результатов сахалинского эксперимента
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2025

    После оценки результатов, которые в том числе влияют на рынок углеродных единиц, будет принято решение о распространении эксперимента на другие регионы. В то же время добровольный рынок углеродных единиц пользуется растущей популярностью у российского бизнеса.

    Начало мерам по обезуглероживанию (декарбонизации) российской экономики было положено указом президента РФ от 04.11.2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». Как говорится в документе, правительству предписано обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Сокращение должно проводиться с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны.

    Через год, 15 октября 2021 года, в преддверии СОР26 в Глазго Владимир Путин объявил, что Россия будет добиваться достижения углеродной нейтральности своей экономики не позднее 2060 года. Правительство своим распоряжением № 3052-р от 29.10.2021 г. утвердило документ «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», в котором предусмотрено следующее: поддержка внедрения, тиражирования и масштабирования низкоуглеродных и безуглеродных технологий; стимулирование использования вторичных энергоресурсов; изменение налоговой, таможенной и бюджетной политики; развитие «зеленого» финансирования; меры по сохранению и увеличению поглощающей способности лесов и иных экосистем; поддержка технологий улавливания, использования и утилизации парниковых газов.

    Принципы утвержденной стратегии конкретизируются в федеральном законе № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 г. Закон определяет углеродную единицу (УЕ) как «верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа». Иными словами, это тот объем выбросов, который удалось предотвратить или поглотить.

    В соответствии с законом правительство РФ своим постановлением от 30.04.2022 г. № 790 утвердило правила создания и введения Реестра углеродных единиц, а также проведения операций с УЕ. Оператором реестра было назначено АО «Контур». После принятия этих и сопутствующих документов в стране появился полноценный рынок: любая организация или физическое лицо вправе зарегистрировать в реестре свой климатический проект, соответствующий определенным критериям, после чего выпускать углеродные единицы и проводить сделки с ними. Помимо инициаторов зарегистрированных климатических проектов, сделки с углеродными единицами могут осуществлять и другие участники углеродного рынка, в том числе покупатели, желающие компенсировать свои выбросы, профессиональные посредники (брокеры и трейдеры), инвестиционные фонды и банки, а также государственные органы, стремящиеся достичь национальных экологических целей России.

    Утвержденные виды климатических проектов приведены на схеме:

    Первые организованные торги углеродными единицами состоялись 26 сентября 2022 года на Московской бирже, а первый крупный аукцион – на Национальной товарной бирже в конце ноября 2023 года.

    Принципиально новым витком в развитии углеродного рынка РФ стала заключенная 9 декабря 2024 года на платформе системы электронных торгов внебиржевого рынка (СЭТ ВР) сделка на 100 УЕ, в которой СИБУР стал первым продавцом в новом сегменте «Торги углеродными единицами». Договоренность о сделке была достигнута на полях ежегодной конференции ООН по климату (COP29) в Баку. Цена углеродной единицы по итогам торгов превысила известные российские рыночные показатели аналогичных сделок и составила 1050 рублей.

    «Рынок углеродных единиц развивается на наших глазах. Очевидно, что сегодняшняя средняя рыночная стоимость в 800 рублей за одну единицу не покрывает всех фактических затрат на ее производство... Эта сделка задает новый бенчмарк, повышая внимание к качеству проектов, и, безусловно, поспособствует более объективному ценообразованию на рынке углеродных единиц в будущем», – заявила старший менеджер направления «Климатические инициативы и углеродное регулирование» СИБУРа Татьяна Романенкова.

    На 17 января 2025 года в АО «Контур» зарегистрировано 49 климатических проектов, в обращении находятся 32 739 316 УЕ, к выпуску запланировано 88 990 543 УЕ, а 19 934 УЕ зачтено в целях уменьшения углеродного следа.

    В российском реестре УЕ регистрируются два вида углеродных единиц: добровольные, полученные при реализации климатических проектов, и обязательные, полученные для выполнения квот. Обязательный рынок пока касается только эксперимента по достижению углеродной нейтральности на Сахалине.

    Сахалинский эксперимент

    Климатический эксперимент в Сахалинской области осуществляется в соответствии с федеральным законом от 06.03.2022 г. № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации». Документ вступил в силу с 1 сентября 2022 года, а эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года.

    Конкретизация эксперимента была дополнительно прописана в «Программе проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов», утвержденной постановлением правительства Сахалинской области № 551 от 28.11.2022 г. Программа эксперимента включает комплекс социально-экономических мер, направленных на сокращение уровня выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения, а также предполагает срок достижения участниками эксперимента углеродной нейтральности: не позднее 31 декабря 2025 года.

    Среди мероприятий «Программы проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов»:


    • газификация жилищно-коммунального хозяйства;
    • развитие новой энергетики;
    • повышение эффективности и энергосбережение в городском хозяйстве;
    • декарбонизация транспортного сектора;
    • развитие системы обращения с отходами;
    • устойчивое управление природными экосистемами;
    • квотирование выбросов предприятий;
    • развитие инфраструктуры реализации климатических проектов;
    • развитие методик инвентаризации и верификации выбросов.

    В список участников эксперимента вошли компании с годовыми выбросами парниковых газов от 20 тысяч тонн эквивалента углекислого газа (СО2-экв.) по оценке за базовый 2021 год. В рамках эксперимента крупные организации будут предоставлять углеродную отчетность, отражать результаты своих климатических проектов и участвовать в отработке механизмов квотирования.

    2024 год был первым квотируемым годом: 35 организаций, выбрасывающих более 50 тыс. тонн СО2-экв., сдавали отчетность по выбросам и могли продавать квоты, если сокращают выбросы относительно установленных лимитов, и покупать квоты, если выбросы превзошли лимиты. Плата за превышение квот (1000 руб. за тонну СО2-экв.) стимулирует сокращать выбросы.

    По словам директора департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития Ирины Петруниной, аналогичных экспериментов в других регионах пока не предвидится. «Необходимо дождаться завершения сахалинского эксперимента, проанализировать результаты, – считает Петрунина. – Распространение эксперимента на другие регионы будет осуществляться с учетом опыта его реализации в Сахалинской области».

    Сейчас уже можно подвести первые успешные итоги декарбонизации Сахалина. «Ведомости» приводят слова главного экономиста ВЭБ.РФ Андрея Клепача, что к концу 2023 года нетто-выбросы парниковых газов в регионе снизились почти в два раза от уровня базового 2021 года: с 1 367 000 до 732 000 тонн CO2-экв. Индекс загрязнения воздуха в Южно-Сахалинске снизился практически вдвое по отношению к 2020 году. «Показатель “Качество окружающей среды” значительно улучшился: он достиг рекордных значений и превзошел федеральный норматив более чем на 20%», – рассказал экономист.

    По предварительным данным, к концу 2024 года с угля и дизельного топлива на природный газ переведены 38 муниципальных и 15 ведомственных котельных, а также завершена газификация трех асфальтобетонных заводов. На газовое отопление перешли 4800 домохозяйств (57%). На газомоторное топливо переоборудованы более 5800 автомобилей, приобретены 253 автобуса на газе, зарегистрированы более 420 электромобилей и 840 гибридов. Создана электрозарядная инфраструктура, состоящая из 329 станций, а в Южно-Сахалинске развивается программа электрического каршеринга. В 2024 году открылся первый на Дальнем Востоке водородный полигон и начал формироваться Восточный водородный кластер, в перечень пилотных проектов которого войдут водородный завод, водородный поезд и центр компетенций.

    Российские компании добровольно участвуют в углеродном рынке

    На сайте АО «Контур» приведены примеры добровольного участия российских компаний в углеродном рынке. В частности, там отмечено, что СИБУР погасил углеродный след участия российской делегации на конференции ООН по климату (COP29), проходившей в ноябре 2024 года в Азербайджане. Это была первая углеродно-нейтральная делегация с подтвержденной международной верификацией за все годы проведения климатических конференций. Погашение прошло за счет углеродных единиц, полученных в результате реализации климатического проекта по повышению энергоэффективности на «СИБУР-Нефтехиме».

    Среди покупателей УЕ в 2024 году были «Газпромбанк», группа Qiwi, «Московский кредитный банк», «Удоканская медь» и другие крупные компании.

    СОР29 и перспективы декарбонизации

    Развитие углеродного рынка в России во многом зависит от синхронизации международных требований к климатическим проектам, прежде всего в странах БРИКС.

    В августе 2024 года на форуме «Климатическая повестка БРИКС в современных условиях» в Москве страны-участники приняли «Рамочную основу по климату и устойчивому развитию». В этом документе учтены все основные аспекты действий по климату: справедливый переход, митигация, адаптация, углеродные рынки, финансы, наука, вовлечение бизнеса. Также на форуме был представлен «Меморандум о взаимопонимании по Партнерству БРИКС по углеродным рынкам».

    Ранее на ПМЭФ-2024 Росаккредитация и Глобальный углеродный совет (GCC) подписали протокол о сотрудничестве в сфере валидации и верификации углеродных единиц. Следующим шагом будет заключение меморандума о взаимном признании аккредитации верификаторов, что откроет для российских климатических проектов выход на международный рынок. GCC создан по инициативе правительства Катара и нацелен на реализацию комплексных климатических проектов не только на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и в странах-партнерах из других регионов.

    «После завершения создания инфраструктуры для статьи 6 Парижского соглашения мы планируем обеспечить взаимодействие российского реестра углеродных единиц с международной системой», – прокомментировал соглашение первый заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов.

    В настоящее время в мире все еще нет единого стандарта верификации климатических проектов и общедоступной системы бирж по торговле углеродными единицами. На глобальном уровне для верификации добровольных углеродных проектов применяются такие стандарты, как «Золотой стандарт» (Gold Standard) и «Верифицированный углеродный стандарт» (Verified Carbon Standard, VCS), на которые приходится около 85% всего мирового рынка, а также «Механизм чистого развития» (Clean Development Mechanism, CDM), «Американский углеродный реестр» (American Carbon Registry, ACR), «Резерв климатических действий» (Climate Action Reserve, CAR), «Plan Vivo» и «Global Climate Council» (GCC). В разных странах работают около 130 площадок по торговле углеродными единицами.

    На СОР29 в ноябре 2024 года в Баку принято окончательное решение о создании мирового углеродного рынка. Принципиальным для России и всех других экспортеров товаров с большим углеродным следом станет согласование их систем сертификации углеродных единиц с той системой рынка, которая будет утверждена в качестве мирового стандарта. Это согласование ожидается в 2025 году. Но если мировой стандарт так и не будет согласован, что вполне вероятно, то стандартом фактически станут европейские нормы, определяющие углеродный налог на импорт в ЕС через систему СВАМ.

    28 января 2025
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме