Методы бюджетирования различаются тем, какие данные выступают базой для бюджета.
Бюджет на новый год формируется на базе фактических результатов или бюджета прошлого года. Эти показатели корректируют с учетом предполагаемых изменений инфляции, продаж, цен на сырье и т.д. Именно этот метод остается самым распространенным.
Преимущества метода:
- прост в применении, когда внешние условия стабильны, а основные статьи расходов компании не меняются годами;
 - выявляет факторы, от которых зависят показатели бюджета;
 - облегчает координацию деятельности подразделений.
 
Недостатки метода:
- излишне ориентирован на прошлые показатели, а не на будущие возможности;
 - не позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям;
 - ошибки и устаревшие данные предыдущих периодов перетекают в новые бюджеты;
 - не мотивирует сотрудников сократить расходы; наоборот, они стремятся использовать все выделенные средства, чтобы обеспечить планирование не меньшей суммы в бюджете на следующий год.
 
Пример
Производственное предприятие выпускает промышленное оборудование. В 2022 году его производственные затраты составили 95 млн руб., в том числе:
- прямые материальные затраты – 45 млн руб.;
 - прямые затраты на оплату труда – 30 млн руб.;
 - производственные накладные расходы – 20 млн руб.
 
При составлении бюджета на 2023 год за основу были взяты показатели 2022 года с корректировкой на ожидаемые рост объемов производства на 10%, инфляцию в размере 6% и сокращение накладных расходов на 5% за счет оптимизации.
В бюджет 2023 года были заложены производственные затраты в сумме 103,27 млн руб.:
- прямые материальные затраты – 52,47 млн руб. (45 млн руб. * 1,1 * 1,06);
 - прямые затраты на оплату труда – 31,8 млн руб. (30 млн руб. * 1,06);
 - производственные накладные расходы – 19 млн руб. (20 млн руб. * 0,95).
 
Бюджет базируется на расчете, сколько нужно ресурсов для реализации конкретных действий, которые приведут к достижению целевых показателей компании. Этот метод тесно связан с учетом затрат по видам деятельности АВС.
Преимущества метода:
- повышает точность распределения накладных расходов по видам деятельности;
 - выявляет виды деятельности, которые не повышают ценности продукта компании для потребителей, а потому должны быть устранены или сведены к минимуму;
 - выявляет неэффективные операции и возможности их оптимизации.
 
Недостатки метода:
- базируется на трудоемком детальном анализе видов деятельности и точном распределении расходов по ним;
 - требует серьезных вложений ресурсов и времени при внедрении, которые могут превысить преимущества от его использования.
 
Пример
Логистическая компания оказывает услуги по транспортировке, складской обработке и таможенному оформлению грузов. Накладные расходы составляют 150 млн руб.
Распределение общих трудозатрат в размере 200 000 человеко-часов (100%) по основным видам деятельности:
- Транспортировка грузов – 80 000 человеко-часов (40%);
 - Обработка грузов на складах – 60 000 человеко-часов (30%);
 - Таможенное оформление – 40 000 человеко-часов (20%);
 - Администрирование и прочее — 20 000 человеко-часов (10%).
 
Накладные расходы распределены пропорционально трудозатратам на каждый вид деятельности:
- Транспортировка грузов – 60 млн руб. (150 млн * 40%);
 - Обработка грузов – 45 млн руб. (150 млн * 30%);
 - Таможенное оформление – 30 млн руб. (150 млн * 20%);
 - Администрирование и прочее – 15 млн руб. (150 млн * 10%).
 
Гибкий бюджет отражает выручку и затраты для разных уровней деятельности (например, продажи были выше, на уровне или ниже ожиданий). В начале бюджетного периода прогнозируют показатели для разных сценариев, а в конце периода бюджет пересчитывают с учетом фактического уровня деятельности.
Преимущества метода:
- позволяет быстро адаптироваться к изменениям объемов продаж или производства;
 - облегчает анализ отклонений от бюджета;
 - обеспечивает более точное планирование.
 
Недостатки метода:
- сложно определить релевантные показатели для изменения бюджета;
 - требует постоянного мониторинга и корректировки бюджета;
 - риск нехватки ресурсов при резком изменении уровня деятельности.
 
Пример
Сеть из 10 ресторанов изначально спланировала на 2023 год базовый бюджет для каждого заведения исходя из прогнозной среднемесячной выручки 2 млн руб.
Базовый месячный бюджет одного ресторана:
- выручка – 2 млн руб.;
 - закупка продуктов – 500 тыс. руб. (25% от выручки);
 - зарплата персонала – 600 тыс. руб.;
 - аренда – 300 тыс. руб.;
 - прочие расходы – 200 тыс. руб.
 
В течение года ситуация сильно менялась. Сеть использовала гибкое бюджетирование с корректировкой по критерию фактической посещаемости и выручки каждого заведения.
Ресторан 1 (торговый центр):
- средняя выручка – 3,5 млн руб.;
 - скорректированный бюджет затрат – 2,35 млн руб., в том числе:
 - закупки – 875 тыс. руб. (25%);
 - зарплаты – 800 тыс. руб.;
 - аренда – 400 тыс. руб.;
 - прочие – 275 тыс. руб.
 
Ресторан 6 (жилой район):
- средняя выручка — 1,2 млн руб.;
 - скорректированный бюджет затрат – 1,15 млн руб., в том числе:
 - закупки – 300 тыс. руб. (25%);
 - зарплаты – 450 тыс. руб.;
 - аренда – 250 тыс. руб.;
 - прочие – 150 тыс. руб.
 
Сеть столкнулась со сложностью выбора критериев для корректировки бюджета: только выручка и посещаемость ресторанов или учитывать также их площадь, расположение и др. Кроме того, во втором полугодии из-за общего снижения платежеспособности населения средняя выручка упала до 1 млн руб. и скорректированный бюджет уже не покрывал постоянные затраты на аренду и оплату труда.
Какие решения были приняты:
- использовать более сложные критерии корректировки, например рентабельность продаж;
 - предусмотреть бюджет минимальной операционной деятельности для периодов низкого спроса;
 - создать резервы для финансирования непредвиденных обстоятельств.
 
Бюджет обновляется не раз в год, как при традиционном подходе, а ежеквартально или даже ежемесячно, когда истекший бюджетный период сменяется новым. Этот метод подходит для компаний, которые работают в условиях высокой неопределенности, когда за 12 месяцев могут произойти значительные изменения и их годовой бюджет утратит свою актуальность.
Преимущества метода:
- обеспечивает максимальную точность бюджета в связи с частым его пересмотром, а значит, повышает эффективность планирования и контроля;
 - позволяет компании быть гибче и быстрее адаптироваться к изменениям.
 
Недостатки метода:
- способствует игнорированию стратегических целей;
 - требует от руководителей специальных навыков и нередко обновления ПО;
 - требует постоянного мониторинга и регулярного обновления бюджета;
 - возможны конфликты из-за частого изменения целевых показателей.
 
Пример
ИT-компания оказывает услуги разработки программного обеспечения. Изначально на I квартал 2023 года был составлен бюджет:
- выручка – 50 млн руб.;
 - расходы на оплату труда – 25 млн руб.;
 - аренда офиса – 5 млн руб.;
 - закупка оборудования – 3 млн руб.;
 - маркетинг – 2 млн руб.;
 - прочие расходы – 3 млн руб.
 
По факту за январь – февраль ситуация сложилась следующим образом:
- выручка – 38 млн руб.;
 - расходы на оплату труда – 20 млн руб.;
 - остальные расходы пропорциональны.
 
В марте компания скорректировала бюджет на оставшуюся часть квартала с учетом новых данных:
- планируемая выручка – 20 млн руб. (по новым проектам);
 - расходы на оплату труда – 12 млн руб. (нанят новый персонал);
 - аренда – 2,5 млн руб.;
 - закупка оборудования – 1,5 млн руб.;
 - маркетинг – 1 млн руб.;
 - прочие расходы – 1,5 млн руб.
 
Благодаря скользящему бюджетированию компания смогла оперативно скорректировать расходы в соответствии с реальной загрузкой, перераспределить ресурсы, нанять дополнительных разработчиков и обеспечить финансирование новых проектов.
Бюджеты каждый раз формируются заново, без учета предыдущих показателей. Расходы всех подразделений должны быть тщательно обоснованы для включения в бюджет. Для этого их руководители оценивают, какие действия позволят достигнуть целей, и формируют пакеты решений с информацией о затратах и необходимых ресурсах для различных уровней деятельности. Затем эти пакеты ранжируют и бюджетные средства распределяют между ними.
Преимущества метода:
- способствует более эффективному распределению ресурсов и снижению затрат;
 - позволяет выявить и удалить неприбыльные виды деятельности и процессы;
 - требует большего вовлечения руководителей подразделений, вследствие чего они начинают лучше понимать динамику расходов, а потому чаще находят способы повышения операционной эффективности.
 
Недостатки метода:
- требует большего времени руководителей подразделений в ущерб другим обязанностям в связи с необходимостью собрать и оценить данные для каждого пакета решений;
 - краткосрочные преимущества могут получить приоритет перед долгосрочными;
 - возможны конфликты при определении критериев для ранжирования пакетов решений.
 
Это альтернативный метод управления эффективностью бизнеса нового поколения, который предполагает отказ от фиксированных годовых бюджетов в пользу более гибких и адаптивных прогнозов, когда ресурсы распределяются на основе потребностей и возможностей, а не исторических данных. Вместо бюджетных ограничений ориентиром выступают ключевые показатели эффективности (KPI). Процесс принятия решений децентрализирован.
Преимущества метода:
- обеспечивает гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям рынка, поскольку у руководителей больше полномочий принимать и внедрять решения в рамках стратегии;
 - ориентирован на реальные потребности бизнеса, а не на жесткие бюджетные ограничения, появляется стимул пересматривать обоснованность затрат и искать способы их сокращения;
 - позволяет экономить время и ресурсы на ежегодное бюджетное планирование;
 - повышает мотивацию сотрудников, поскольку стимулирующие выплаты выделяются всему коллективу, который оказался эффективнее коллег, а не только их руководителю на основе фиксированных целевых показателей.
 
Недостатки метода:
- требует кардинальных изменений корпоративной культуры;
 - не ликвидирует потенциальный риск неэффективного использования ресурсов из-за избытка свободы;
 - требует высокого уровня квалификации и дисциплины руководителей подразделений;
 - сложно установить финансовый контроль и четкие целевые показатели.
 
Пример
Бюджет производственных затрат производителя офисной мебели в 2022 году составил 25 млн руб. с учетом фиксированных накладных расходов 5 млн руб., переменных производственных затрат в размере 2000 руб. на единицу продукции, а объем производства планировался в объеме 10 000 единиц. В I полугодии 2023 года спрос на мебель резко вырос до 15 000 единиц. При приростном бюджетировании компания смогла бы отреагировать лишь в следующем году, потеряв часть прибыли. Поскольку компания применяла Beyond Budgeting, то спрогнозировала рост спроса, а продуктовые команды имели возможность нанять дополнительных работников и увеличить объемы закупок материалов. В итоге за полугодие компания произвела 15 000 единиц по фактической себестоимости:
- фиксированные накладные расходы – 6 млн руб. (+20%);
 - переменные затраты – 30 млн руб. (15 000 руб. * 2000 руб./ед.);
 - итого производственные затраты – 36 млн руб.
 
Каждый метод бюджетирования имеет свои преимущества и недостатки. Какой из них больше подойдет конкретной компании, зависит от ее потребностей в планировании, специфики и размера бизнеса, отраслевых особенностей, а также уровня неопределенности и изменчивости рынка.
Например, для производственных компаний с относительно стабильным спросом и длительным производственным циклом лучше подойдет традиционное бюджетирование. Детальное годовое бюджетирование позволит четко спланировать затраты на сырье, оборудование, персонал и прочие статьи. А для компаний, работающих по проектному принципу (консалтинг, ИТ, строительство), оптимальным вариантом будет скользящее бюджетирование. Постоянное обновление бюджета на основе текущих и будущих проектов позволит гибко распределять ресурсы и своевременно реагировать на изменения. Что касается компаний сферы услуг (рестораны, отели, салоны красоты), испытывающих значительные колебания спроса, им подойдет гибкое бюджетирование. Возможность корректировать бюджет в зависимости от загрузки позволит оптимизировать затраты. Компаниям с большой долей накладных расходов (например, из сферы логистики, телекоммуникаций, авиаотрасли) целесообразно применять бюджетирование по видам деятельности. Это поможет точно определить стоимость различных операций и выявить области для оптимизации. Компаниям с диверсифицированным бизнесом может потребоваться комбинация нескольких методов.
    
      
        
          
          
        
                    
                    
                    
                    
                    
                    
        
Комментарии (0)