Как стать участником госзакупок
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    Государственные закупки регламентируют два федеральных закона: 44-ФЗ, 223-ФЗ. По 44-ФЗ заказчик проводит торги, если тратит бюджетные деньги; по 223-ФЗ – если собственные средства и у него в компании есть Положение о закупках. Большинство торгов проходит на электронных торговых площадках (ЭТП). Чтобы стать участником ЭТП, потребуется:

    • получить электронную цифровую подпись, пройти аккредитацию на ЭТП;
    • обеспечить заявку на торгах денежными средствами;
    • предоставить госзаказчику банковскую (независимую) гарантию.

    Теперь подробнее.

    Шаг 1. Получите электронную цифровую подпись и пройдите аккредитацию

    Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – электронный аналог рукописной подписи. Выдается она на один год в удостоверяющем центре (УЦ), у которого есть свидетельство Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об аккредитации УЦ, а также свидетельство Ассоциации электронных торговых площадок о том, что УЦ входит в реестр авторизированных УЦ. Например, в Москве крупнейшие УЦ – «СКБ Контур», «Электронный экспресс». Полный перечень аккредитованных УЦ здесь.

    Для получения ЭЦП вам потребуются:

    • оригинал или нотариально заверенная копия ЕГРЮЛ, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением на получение ЭЦП;
    • заверенная (подписью руководителя и печатью организации или нотариально) копия устава компании со всеми страницами;
    • приказ о назначении, подтверждающий полномочия руководителя.

    Возможно, понадобятся дополнительные документы (это надо уточнить в УЦ).

    Весь пакет документов отсканируйте и отправьте по электронной почте в УЦ. Стоимость ЭЦП – от 6 тыс. руб. Срок изготовления – 3–5 рабочих дней. Если вдруг ЭЦП нужна «уже вчера», ее ускоренное изготовление за один час обойдется примерно в плюс 3 тыс. руб. Для работы ЭЦП потребуется установить программу «КриптоПро CSP». Прайс-лист на лицензию можно скачать тут.

    Параллельно с получением ЭЦП займитесь прохождением аккредитации участника электронного аукциона. Начните с ЕИС «ЗАКУПКИ» – это Единая информационная система в сфере госзакупок, где есть информация обо всех государственных тендерах, которые не содержат гостайну. Площадка бесплатная.

    Как зарегистрироваться на ЕИС «ЗАКУПКИ»:

    1. Зарегистрируйте руководителя компании на портале ЕСИА «Госуслуги» (если он уже есть на сайте «Госуслуги», вход в ЕСИА будет автоматическим, если нет – на обработку данных и создания профиля уйдет до пяти рабочих дней);
    2. С аккаунта руководителя создайте на «Госуслугах» профиль вашей компании. Этап занимает до пяти рабочих дней;
    3. Создайте профиль вашего юрлица или ИП в ЕИС, подождите, когда компанию включат в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Срок – от 1 дня до 5 дней.
    4. Дождитесь, когда информацию из системы отправят на другие федеральные электронные торговые площадки. Срок – от 1 дня до 5 дней.

    На ЕИС «ЗАКУПКИ» регистрируются все поставщики, которые хотят получить аккредитацию на федеральных электронных площадках. Список этих площадок:

    Оптимально стать участником всех площадок – так вы сможете отслеживать больше интересующих вас заказов. ЕИС «ЗАКУПКИ» дает аккредитацию только в секциях закупок по 44-ФЗ. В остальных случаях нужно получить аккредитацию отдельно на каждой площадке.

    Отметим, на федеральных ЭТП малый и средний бизнес работает бесплатно. Победитель платит 1% от начальной максимальной цены контракта, но не больше 2000 руб.

    Специальный счет всегда привязан к расчетному. Если последний у вас в банке есть, на базе него можно создать и спецсчет

    Шаг 2. Обеспечьте заявку денежными средствами

    При проведении государственных торгов устанавливается требование к обеспечению заявок. Размер такого обеспечения составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены договора или, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 3 млн руб., – 1%. Эту сумму необходимо внести на специальный счет в одном из банков, утвержденных Правительством РФ. Затем торговая площадка сама заблокирует нужную сумму и вернет ее после окончания торгов.

    Специальный счет всегда привязан к расчетному. Если последний у вас в банке есть, на базе него можно создать и спецсчет. Для этого надо предоставить банку учредительные документы (устав или учредительный договор), свидетельства о регистрации юрлица, о постановке юрлица на учет и затем написать заявление. Если вы руководитель компании, понадобится протокол об избрании вас на эту должность, если ответственное лицо – приказ о назначении и доверенность. Также возьмите с собой карточку с образцами подписей, печати и документы, удостоверяющие личности тех, кто будет распоряжаться деньгами на счете.

    Теперь посчитаем. Предположим, ваша компания планирует принять участие в торгах, начальная цена на которых составляет 5 млн руб. Обеспечение – 5% (250 тыс. руб.). Если вы нашли еще три подобных интересных аукциона, то со всеми теми же вводными обеспечение составит 1 млн руб. Если ваша компания станет победителем аукциона, надо выделить средства уже на обеспечение исполнения контракта (от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки). Если заказчик установит 30-процентное обеспечение, сумма составит 1,5 млн руб. А у вас таких аукционов четыре. Суммируем: запас денежных средств должен составить 6 млн руб., плюс 1 млн руб. обеспечения заявки.

    Проще всего подать заявление на получение гарантии на одной из электронных торговых площадок. В случае положительного решения банк предложит вам условия

    Шаг 3. Получите банковскую гарантию

    Госзаказчику нужны гарантии того, что контракт будет выполнен. Для этого победитель аукциона обязан не только подписать контракт, но и предоставить банковскую (независимую) гарантию в течение 5 календарных дней с даты размещения контракта на электронной торговой площадке. Размер обеспечения – от 0,5 до 30% от начальной цены контракт. Эти деньги в случае ненадлежащего исполнения контракта банк выплатит заказчику в виде штрафа и пени.

    Перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии, регламентирует Минфин РФ. Документ достаточно часто обновляется – тут. Требования этих банков к участникам закупок при получении гарантии такие же, как и при выдаче кредита. Чтобы было понятно, предоставит вам банк гарантию или нет, заранее подайте заявку на ее получение.

    Пакет документов для получения гарантии:

    1. Копия всех страниц паспорта руководителя юридического лица;
    2. Доверенность на имя уполномоченного сотрудника, содержащая согласие на обработку персональных данных руководителя юридического лица, заверенная руководителем юридического лица (не требуется, если заявку на получение банковской гарантии подписывает с помощью ЭП непосредственно руководитель юридического лица);
    3. Протокол (выписка из протокола) вышестоящего органа управления юридического лица об одобрении сделки банковской гарантии;
    4. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение, являющееся местом нахождения юридического лица.
    5. Договор аренды помещения, являющегося местом нахождения юридического лица;
    6. Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам, выданная территориальной инспекцией ФНС РФ не ранее чем за 30 календарных дней до даты направления заявки банку;
    7. Справка об открытых расчетных счетах, выданная территориальной инспекцией ФНС РФ не ранее чем за 30 календарных дней до даты направления заявки банку;
    8. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 30 календарных дней до даты направления заявки банку (если файл не будет предоставлен, то выписка из ЕГРЮЛ будет получена автоматически).

    Проще всего подать заявление на получение гарантии на одной из электронных торговых площадок. Пример – «РТС-Тендер». В случае положительного решения банк предложит вам условия. Если они вас устроят, надо будет внести на свой виртуальный счет, открытый на ЭТП, сумму установленного банком вознаграждения за выдачу гарантии и подтвердить предложение банка. Затем он оформит гарантию и направит вам ее скан-копию, заверенную ЭЦП. Сумма гарантийного обеспечения будет переведена с вашего виртуального счета на корреспондентский счет банка в качестве вознаграждения за выдачу гарантии.

    И в заключение обязательно взвешивайте финансовые, технические, производственные возможности вашей компании, когда планируете получить контракт. Дело в том, что, если поставщик не смог вовремя исполнить обязательства, его не только оштрафуют, но и внесут в Реестр недобросовестных поставщиков.

    В следующих статьях мы дадим ценные рекомендации о том, как себя вести на государственных торгах, что важно делать, а что, наоборот, противопоказано.

    24 марта 2023
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме