Особенности национальных перевозок
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    В торговле с партнерами из КНР важно соблюдать ряд правил при заказе и отправке грузов. Вот пять базовых факторов, на которые стоит обратить внимание для эффективного сотрудничества.

    Учитываем менталитет

    В Китае, как и в любой стране, есть свои особенности и обычаи делового этикета. Самый яркий пример: сделка считается заключенной только тогда, когда стороны согласовали все ее условия, и не на словах, а в виде официального контракта. Даже за минуту до его заключения продавец или покупатель может передумать. Все, что предшествует контракту, — это только обсуждение вариантов возможного сотрудничества, но не более того.

    Китайский бизнес крайне вариативен и адаптивен, а ассортимент продукции может показаться бесконечно разнообразным. Поэтому покупателю надо письменно сформулировать во всех подробностях, что именно он хочет приобрести и на каких условиях. Здесь нет такой стандартизации качества, цен и условий сделок, как в Европе и США, и это часто вызывает непонимание при общении с китайцами.

    Отличительная черта переговоров с китайской стороной – официальная деловая переписка в мессенджерах. Самый распространенный из них – WeChat, и если у вас есть аккаунт, то найти общий язык с китайскими партнерами будет гораздо проще. Российский бизнес однозначно отдает предпочтение электронной почте, а китайские компании считают ее второстепенной и морально устаревшей, поэтому будут отвечать на ваши письма медленно и неохотно. Иногда WeChat может оказаться единственным возможным средством связи, в том числе для согласования всех условий и финального текста контракта перед его заключением.

    Сразу приготовьтесь к длительным и неспешным переговорам, которые являются частью национального менталитета. Если у вас нет переводчика со знанием китайского языка, переговоры, как правило, можно вести на английском. К традициям китайской деловой этики относится торг в процессе переговоров. Если вы покупатель, вы можете торговаться, но только в разумных пределах. Как правило, речь может идти о скидке максимум на 10–15%, иначе переговоры зайдут в тупик.

    Во многих случаях имеет смысл сместить предмет торга с минимизации цены на оптимизацию условий сделки. Например, вы можете предложить вариант закупок по запрошенной поставщиком цене, но с более удобным для вас графиком поставок, с более строгими обязательствами поставщика, с другим размером партии товара, с доставкой за счет поставщика и так далее.

    Контроль на этапе отправки может существенно сэкономить нервы и средства, так как урегулирование разногласий о качестве груза в это время обходится многократно дешевле, чем после доставки в Россию.
    Контроль на этапе отправки может существенно сэкономить нервы и средства, так как урегулирование разногласий о качестве груза в это время обходится многократно дешевле, чем после доставки в Россию.

    Контроль на всех уровнях

    Один из ключевых способов существенного снижения рисков при закупках в Китае – отслеживание качества товара на всех этапах его производства и доставки. Этот процесс должен начинаться на этапе составления контракта. Текст контракта должен содержать подробное описание параметров предмета сделки, его окончательную стоимость, сроки, базис и все условия поставки. Первым этапом контроля является осмотр производственных мощностей, по состоянию и комплектации которых вы сможете судить о качестве будущей продукции. Последующими шагами должны стать производство сигнального образца или партии, оценка качества в период производства, а затем – на этапах складирования готовой продукции и отгрузки. Делать это можно как самостоятельно, так и с привлечением китайского партнера или профессиональной сюрвейерской компании.

    Контроль на этапе отправки может существенно сэкономить нервы и средства, так как урегулирование разногласий о качестве груза в это время обходится многократно дешевле, чем после доставки в Россию. Расходы на контрольные процедуры на порядок меньше стоимости полученной продукции ненадлежащего качества (или даже совсем не той продукции, которую вы заказывали). Известны случаи, когда утвержденный на заводе и проверенный на качество товар заменяли некондиционным на этапе отгрузки.

    Даже закупив качественную технику, можно столкнуться с необходимостью ее адаптации, со сложностью пусконаладки, а также гарантийного и постгарантийного обслуживания. Впрочем, по мнению участников рынка, ситуация в этой области постепенно улучшается.
    Даже закупив качественную технику, можно столкнуться с необходимостью ее адаптации, со сложностью пусконаладки, а также гарантийного и постгарантийного обслуживания. Впрочем, по мнению участников рынка, ситуация в этой области постепенно улучшается.

    Не все китайские товары одинаково полезны

    В последние годы одно из самых востребованных направлений закупок в Китае – промышленное оборудование. Существенные достоинства местного рынка – это широчайший ассортимент производимой продукции, большой спектр производителей и, как правило, более низкая по сравнению с Западом стоимость. В стране выпускается много качественного оборудования собственной разработки, в том числе великолепно модернизированного по сравнению с западными аналогами. Помимо этого, чаще всего есть возможность масштабирования. Но чаще всего оборудование будет типовым, то есть требующим доработки по требованиям конкретного производства, а некоторые агрегаты можно купить только в составе готовых линий.

    К сожалению, качество продукции на разных заводах в Китае может различаться кардинальным образом вне зависимости от типа товара. Поэтому эксперты рекомендуют работать напрямую с заводами, возможности которых нетрудно оценить, а не с дистрибьюторами, которые не отвечают за сроки и качество поставок. Но, даже закупив качественную технику, можно столкнуться с необходимостью ее адаптации, со сложностью пусконаладки, а также гарантийного и постгарантийного обслуживания. Впрочем, по мнению участников рынка, ситуация в этой области постепенно улучшается.

    Еще раз подчеркнем, что в китайском деловом этике нет такой стандартизации, как в западной, поэтому у вас почти всегда есть огромный выбор. Например, вы можете выбрать технику, которая не сопровождается никакой гарантией. Это будет дешево. Или вы можете выбрать более дорогой вариант: с формальной базовой гарантией, покрывающей лишь малую долю рисков. Или еще намного дороже: с неограниченной гарантией, включающей полную доступность любых запчастей и технической документации в ближайшие 10 лет. Ваш выбор, как правило, зависит от того, сколько вы готовы заплатить.

    Вопросы упаковки

    В зависимости от типа груза и его состава, используются несколько видов упаковки (мягкая, полужесткая и жесткая), от правильного выбора которой напрямую зависит целостность товара. Самый простой и дешевый вариант – пузырчатая пленка, которая защищает груз внутри коробки, сглаживает колебания температуры и обычно подходит для того, чтобы сохранить товарный вид находящейся внутри продукции. Также для небольших или сыпучих грузов подойдут влагозащитные полимерные мешки.

    Более дорогостоящей (рост стоимости перевозки на 20% и более) является упаковка из дерева или ДСП. Основные варианты – это паллетный борт (снизу – паллета, по бокам и сверху – фанера или каркас из реек), обрешетка, которая сколачивается из досок под размер коробки товара, защищая ее от деформации, или деревянный ящик (максимально надежный вариант, применяемый для особенно хрупких и дорогих грузов: электроники и промышленного оборудования).

    Требования к упаковке многих товаров в России и Китае существенно отличаются. Это относится и к опасным грузам. На данный момент между странами нет единых согласованных условий их перевозки, из-за чего часто возникают проблемы. В частности, если товар, поставленный из Китая по железной дороге (самый распространенный способ доставки), не соответствует техническим требованиям к упаковке, утвержденным «Российскими железными дорогами», контейнеры будут задержаны на доукрепление грузов или на полную переупаковку. Это может занять не один день. Например, при перевозке жидких опасных грузов потребуется достать весь товар (обычно перевозимый в 200-литровых бочках), чтобы вытащить китайские деревянные поддоны и переставить бочки на прокладки из досок. Сейчас участники рынка обсуждают с правительством РФ необходимость разработки единых стандартов упаковки грузов между Россией и Китаем, но этот процесс займет не один год.

    Сложности транспортировки

    Правила и сроки оформления грузов, права и обязанности сторон регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза, отдельные правовые акты которого действуют для каждого способа доставки. Основным риском на этом этапе является правильный подбор кода ТН ВЭД для каждого вида продукции. При этом более 60% товаров, перевозимых через российско-китайскую границу, подлежит процедуре сертификации. А с некоторыми видами продукции для прохождения таможни необходимо заранее обеспечить ввоз образцов и испытания.

    Если товар, поставленный из Китая по железной дороге (самый распространенный способ доставки), не соответствует техническим требованиям к упаковке, утвержденным «Российскими железными дорогами», контейнеры будут задержаны на доукрепление грузов или на полную переупаковку.
    Если товар, поставленный из Китая по железной дороге (самый распространенный способ доставки), не соответствует техническим требованиям к упаковке, утвержденным «Российскими железными дорогами», контейнеры будут задержаны на доукрепление грузов или на полную переупаковку.

    На данный момент, несмотря на постановление правительства № 353 от 12 марта 2022 года об упрощенном режиме ввоза товаров, участники рынка отмечают ужесточение проверок исполнения требований технического регламента со стороны таможенной службы. Это касается обязательного нанесения на продукцию маркировки, нанесения на упаковку информации о вторичной переработке, документально подтвержденного ввоза образцов и предоставления протоколов испытаний. При этом для определенных видов упаковки, таких как деревянные паллеты, есть обязательные требования по фумигации перед отправкой. Попытка ввоза груза без части необходимых документов или без надлежащей маркировки может привести к его изъятию и финансовым потерям.

    В то же время за последний год произошли положительные изменения в области перевозок грузов. Принят приказ Минпромторга № 1532 о параллельном импорте. По приказу коллегии ЕАС от 12 апреля 2022 года обнулены пошлины на некоторые виды товаров. С 16 июня для отдельных кодов ТН ВЭД (в основном компьютеры, смартфоны, электронное и медицинское оборудование) введен фиксированный размер таможенного сбора: 30 тыс. рублей.

    06 сентября 2023
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме