Вебинар прошел на платформе «Бизнес Практики СИБУРа». Наталья Яковлева, директор по сопровождению экспорта в химической отрасли РЭЦ, Григорий Ладышев, руководитель представительства РЭЦ в Московской области, и Артур Лященко, директор по маркетингу Школы экспорта РЭЦ, рассказали о программах развития для экспортеров, которые предоставляет РЭЦ. Спикеры СИБУРа – Антон Кизиченков, руководитель службы развития спроса компании СИБУР, и Евгений Царик, главный эксперт продуктового продвижения и цифровых решений, поделились информацией о мерах поддержки переработчиков со стороны СИБУРа.
АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) – государственный институт, работающий в интересах российских предприятий, которые экспортируют (или хотят экспортировать) продукцию несырьевого характера. В Группу РЭЦ также входят:
- Школа экспорта РЭЦ – автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования;
- Росэксимбанк – государственный банк;
- Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).
Все эти организации в рамках совместной работы предоставляют консультационные, образовательные, юридические, финансовые и страховые услуги российским предприятиям, в том числе производителям пластиковой, резиновой и другой продукции с использованием полимерного сырья СИБУРа.
Школа экспорта РЭЦ: обучение и наставничество
Поставки зарубежным покупателям могут быть очень выгодными для российских производителей. Но многие из них не имеют опыта экспорта своей продукции из-за отсутствия в штате специалистов по внешнеторговым операциям.
Школа экспорта РЭЦ помогает начинающим экспортерам организовать этот бизнес практически с нуля, предоставляя им весь комплекс необходимых знаний. Тем компаниям, у которых уже есть опыт поставок за границу, Школа помогает актуализировать знания в соответствии с рыночной и юридической спецификой конкретных стран и регионов. Основные направления деятельности Школы:
- базовые образовательные программы;
- акселерационные программы;
- индивидуальное сопровождение экспортных проектов;
- сотрудничество с высшими учебными заведениями;
- поддержка женского предпринимательства.
Базовые образовательные программы
Эти бесплатные программы предназначены для малого и среднего бизнеса. Базовую подготовку своих специалистов в сфере экспортной торговли может провести любая компания, зарегистрированная в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Очное обучение проводится в 73 регионах РФ на базе местных центров поддержки экспорта, эта программа состоит из 11 семинаров с интерактивными бизнес-тренингами. Кроме того, во всех регионах РФ проводится заочное обучение по аналогичной программе, состоящей из 15 онлайн-курсов.
Акселерационные программы
«Экспортный форсаж». Программа помогает неопытным экспортерам сформировать дополнительные компетенции и конвертировать их в новые контракты. Она рассчитана на производственные и оптовые торговые компании со сроком деятельности от 3 лет и годовой выручкой от 50 млн рублей, зарегистрированные в Едином реестре МСП. Очное обучение проводится в 33 регионах РФ на базе местных центров поддержки экспорта.
«Экспортный стандарт для МСП». Программа рассчитана на производственные компании со сроком деятельности от 5 лет и годовой выручкой от 200 млн рублей, зарегистрированные в Едином реестре МСП и имеющие опыт экспорта своей продукции не менее 3 лет. В отличие от «Экспортного форсажа», это более сложный уровень. Здесь компания при помощи наставников, экспертов и трекеров Школы экспорта РЭЦ прорабатывает бизнес-план по развитию своей уже налаженной экспортной деятельности, ее масштабированию и диверсификации. Очное обучение проводится в 30 регионах РФ на базе местных центров поддержки экспорта.
«Акселератор экспортного роста». Программа предназначена для крупных компаний-экспортеров с годовой выручкой от 400 млн до 30 млрд рублей, которые являются участниками национального проекта «Производительность труда» и доля иностранного капитала в которых не превышает 50%. Основная часть состоит из трех двухдневных учебных модулей с интерактивными бизнес-тренингами. В каждом модуле теория сочетается с практической работой, и на каждом этапе в программу интегрированы все доступные меры государственной поддержки. По запросу компании-участника специалисты Школы экспорта РЭЦ могут кастомизировать обучение, то есть адаптировать содержание модулей и учебных материалов к специфике конкретных регионов, отраслей и товарных категорий.

Услуга «Экспортное наставничество»
Эта услуга заключается в индивидуальном сопровождении конкретного экспортного проекта. Она рассчитана на компании со сроком деятельности от 3 лет и годовой выручкой от 50 млн рублей, в том числе не имеющие никакого опыта поставок за границу. «Экспортное наставничество» характеризуется очень высоким показателем конверсии в действующие контракты: почти 90%. Для сравнения, акселерационная программа «Экспортный форсаж» дает конверсию 25% в течение года после окончания обучения. «Экспортное наставничество» – эффективный инструмент развития бизнеса, интересный как молодым предприятиям, так и опытным экспортерам. Услуга реализуется на коммерческой основе.
Сотрудничество с высшими учебными заведениями
Школа экспорта РЭЦ помогает коллегам из других образовательных организаций разрабатывать и вводить в учебный процесс связанные с внешней торговлей программы высшего образования (магистратура, бакалавриат) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, переподготовка), а также мастер-классы, практические стажировки, профессиональные соревнования и другие мероприятия с участием студентов и слушателей.
Учебная программа «Женское дело»
Это совместный проект Группы РЭЦ и Банка России, направленный на повышение финансовой грамотности и квалификации женщин-предпринимателей. Программа реализуется на коммерческой основе, есть предварительный отбор участниц. Специалисты Школы экспорта РЭЦ проводят тренинги и мастер-классы, анализируют реальные бизнес-кейсы, координируют обмен опытом и предоставляют учебные материалы, в том числе в формате видеолекций.
Росэксимбанк и ЭКСАР: финансовая, гарантийная и страховая поддержка
РЭЦ осуществляет кредитную и гарантийную поддержку через Росэксимбанк, а страховую – через Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). При этом Росэксимбанк и ЭКСАР активно развивают коробочные продукты для поддержки некрупных экспортеров, позволяющие сделать максимально удобным, комфортным и быстрым процесс получения кредитов и страховок. Работа всей Группы РЭЦ скоординирована, поэтому компания-экспортер получает всю поддержку в формате «одного окна», то есть через ближайшую к ней (или наиболее удобную) точку присутствия РЭЦ, без необходимости отдельных коммуникаций с банком и страховым агентством. Такими точками являются:
- 16 представительств РЭЦ в регионах РФ;
- 83 региональных центра поддержки экспорта;
- 13 зарубежных представительств РЭЦ.

«Сделано в России»: важный шаг подготовки к экспорту
РЭЦ рекомендует своим партнерам, прошедшим базовую образовательную программу, в качестве следующего шага провести сертификацию своей продукции в системе «Сделано в России». Имея сертификат «Сделано в России», будущий экспортер получает возможность широко представить свою продукцию и быстрее найти зарубежных потребителей, так как автоматически попадает во все каталоги РЭЦ и участвует в его рекламно-информационных кампаниях.
Также с помощью всероссийской цифровой платформы «Мой экспорт» экспортеры могут получать необходимые им услуги РЭЦ дистанционно, через веб-сайт, в формате «одного окна». Чтобы работать с этой платформой, у компании должна быть электронная цифровая подпись.
Поддержка российских переработчиков со стороны СИБУРа
Рынок полимеров за последние два года демонстрирует значительный рост: на 16%. При этом потенциал роста спроса на горизонте 5 лет остается огромным и, по прогнозам СИБУРа, составляет 1620 тысяч тонн – за счет развития спроса в отраслях-потребителях и ключевых драйверов спроса (импортозамещение готовых изделий, развитие экспорта, государственные программы и замещение традиционных материалов на экономически эффективные полимерные). Для реализации этого потенциала СИБУР предоставляет партнерам специальные программы развития. Так, партнеры компании могут воспользоваться программами поддержки со стороны СИБУРа:
- Программа «Инвестиционный форсаж» помогает клиентам увеличить объем переработки полимеров с помощью современных технологий благодаря приобретению нового оборудования. Программа реализуется разными способами: например, можно использовать частичную компенсацию процентов по займу на новое оборудование либо сократить срок окупаемости проекта.
- В рамках программы «Отраслевой форсаж» компания рассчитывает оптимальные ценовые условия, которые позволят продукции партнера выглядеть привлекательно на рынке и стать более конкурентоспособной. Так можно заместить один вид продукции другим, партнерским. Например, деревянные паллеты – полимерными.
- Программа «Импортозамещающий форсаж» позволяет российским производителям быстро замещать импорт аналогичных готовых изделий. В рамках программы СИБУР гарантирует необходимые объемы поставок сырья, а также помощь в освоении инновационных методов и технологий переработки.
- Программа «Экспортный форсаж» гарантирует переработчикам специальные ценовые условия при закупках сырья для целевого производства экспортируемой продукции, а также помощь в поиске оптимальных решений сбытовой политики.
Маркетплейс готовых изделий партнеров-переработчиков
Маркетплейс – это цифровая витрина, на которой размещены готовые изделия производителей-партнеров СИБУРа. На этой платформе потенциальный покупатель может познакомиться с ассортиментом, разделенным по отраслям, и оставить заявку на интересующие изделия. С помощью Маркетплейса СИБУР продвигает готовую продукцию своих партнеров за рубежом: в странах СНГ, Ближнего Востока и Африки, в Турции и в других регионах мира.
СИБУР собирает и верифицирует заявки покупателей, после чего настраивает первую коммуникацию покупателя с продавцом, выступая посредником и координируя встречу между спросом и предложением.
Чтобы присоединиться к этому проекту, достаточно сделать три простых шага:
- подписать меморандум о партнерстве;
- направить нам информацию о вашей продукции для продвижения;
- быть готовым обрабатывать входящие заявки.
Что можно найти на Маркетплейсе:
- 10 отраслей переработки полимеров;
- более 160 карточек с изделиями;
- статьи продуктовой и отраслевой тематики;
- информацию о программах поддержки экспортеров.

Лидогенерация
Цифровая лидогенерация позволяет создать обширную базу потенциальных покупателей, в которой есть возможность поиска зарубежных клиентов по заданным критериям: ключевым фразам, словам и кодам ТНВД. Система программируется по брифу, предоставленному партнером, и генерирует список так называемых лидов – потенциальных покупателей, то есть «холодную» базу данных под конкретный запрос. Далее СИБУР может верифицировать эту базу своими силами либо передать партнеру для проработки.
Эта программа тоже бесплатна. Для участия в ней подписывается меморандум о сотрудничестве, и партнер обязуется изготавливать экспортируемую продукцию из сырья СИБУРа.
Итоги
Участники совместного вебинара СИБУРа и РЭЦ рассказали о том, каким образом российская торговая или производственная компания может с минимальными рисками начать свои первые экспортные операции или расширить масштаб своей экспортной деятельности. В этой статье мы перечислили программы поддержки, представленные на вебинаре. Подводя его итоги, СИБУР выражает благодарность Российскому экспортному центру за плодотворное сотрудничество. Здесь вы можете посмотреть полную запись вебинара.
Комментарии (0)