Оперативный ответ на логистические вызовы
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    2022 год стал поворотным для многих направлений деятельности бизнеса. Не стала исключением и сфера экспортной логистики. Адаптируясь к новым реалиям, игроки рынка искали альтернативные маршруты поставок, способы увеличения пропускной способности традиционных путей доставки и развития логистических мощностей. Взгляд СИБУРа на логистическую ситуацию представил Павел Ляхович, член правления – управляющий директор компании.

    Обзор рынка 2022: поворот логистических потоков на Восток

    В 2022 году произошла массовая переориентация грузопотоков с европейского направления на Восток: более 700 предприятий направили грузопотоки через портовые мощности в азиатском направлении. В результате дальневосточные порты стали лидерами по объему отгрузок: на них пришлось почти 60% всех экспортных отправлений.

    Такие масштабные изменения на рынке стали одновременно и возможностью для бизнеса, и вызовом для транспортной инфраструктуры. Как портовые, так и железнодорожные мощности Дальнего Востока получили дополнительные ресурсные вливания: удвоен объем инвестиций на строительство транспортной и таможенной инфраструктуры. Однако на текущий момент удалось лишь ограниченно увеличить грузооборот по железным дорогам: с 144 млн т до 158 млн т.

    В связи с необходимостью усиливать восточное экспортное направление развивается новый магистральный маршрут – Северный морской путь. Уже в 2022 году удалось достичь годового грузооборота российских компаний по СМП в 34 млн т, а к 2031 году планируется увеличить грузопоток до 200 млн т. В летнее время отправки грузов осуществлялись еженедельно.

    Тем не менее Северный морской путь – это транспортная артерия повышенной сложности. Грузоперевозки в высоких арктических широтах требуют особой инфраструктуры: ледокольного сопровождения, наличия судов ледового класса, развития спасательной и портовой инфраструктуры, стабильной спутниковой навигации.

    За первую половину 2023 года компания уже в три раза увеличила объемы отгрузок через порты Санкт-Петербурга, которые по-прежнему служат надежными экспортными коридорами для химической продукции.
    За первую половину 2023 года компания уже в три раза увеличила объемы отгрузок через порты Санкт-Петербурга, которые по-прежнему служат надежными экспортными коридорами для химической продукции.

    СИБУР развивает альтернативные маршруты до новых клиентов

    В 2022 году СИБУР кардинально поменял экспортную политику, перенаправив около 4 млн т своей продукции с европейского направления в страны Юго-Восточной Азии и Турцию. Однако транспортные компании оказались не готовы к изменению маршрутов и ухудшили ключевые условия перевозки: сроки доставки выросли на 30–100%, а стоимость доставки в некоторых случаях – в 2,5 раза.

    Самым сложным вызовом оказалось снижение предсказуемости отгрузок: в начале 2023 года величина не согласованных перевозчиками заявок на перевозку достигла 38%. Такая ситуация создает риски не только для СИБУРа, но и для многих российских поставщиков, поскольку заказчики на новых рынках ожидают своевременных поставок.

    Несмотря на приоритет внутреннего рынка для СИБУРа, ввиду роста мощностей компании и ограничений локального спроса растет интерес и к экспортному направлению. В 2023 году компания скорректировала логистическую политику как по направлениям, так и по способам отгрузки. В частности, доля сухопутных отгрузок выросла с 17% в 2022 году до 30% в первой половине 2023 года, тогда как доля морских отгрузок снизилась с 82 до 70% за те же периоды. Ограничения железнодорожной инфраструктуры вынудили искать альтернативные маршруты, которые оказались дороже традиционных на 56%; при этом сроки доставки увеличились на 20–50 дней в зависимости от маршрута.

    Также СИБУР учитывает ограниченную доступность дальневосточных и черноморских портов и продолжит переориентировать отправления в порты Балтийского моря. За первую половину 2023 года компания уже в три раза увеличила объемы отгрузок через порты Санкт-Петербурга, которые по-прежнему служат надежными экспортными коридорами для химической продукции.

    СИБУР активно поддерживает и развитие альтернативных экспортных маршрутов. Например, с 2023 года компания рассматривает Северный морской путь как одно из потенциально устойчивых логистических направлений. На октябрь 2023 года запланированы поставки сырья в страны Юго-Восточной Азии из портов Санкт-Петербурга и Архангельска. Развитие также получил новый транспортный канал – коридор «Север – Юг». Отдельно стоит отметить программу СИБУРа по модернизации собственного газонефтехимического терминала в Усть-Луге, реализация которой позволила переваливать продукты, ранее доступные к обслуживанию только на территории иностранных государств. Долгосрочные контракты компании с российскими нефтехимическими терминалами еще больше расширили перспективы работы с теми группами грузов, которые ранее не переваливали в РФ.

    С целью повышения устойчивости и предсказуемости цепи поставок СИБУР развивает направление по аренде судов. Оно позволяет компании быть в определенной степени независимой от морских линий, регулярности судозаходов и перебукованности судов, давая возможность формировать производственную программу, обеспеченную собственным флотом.

    В рамках нового соглашения СИБУР и FESCO будут создавать транспортно-логистические решения для поставок в страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
    В рамках нового соглашения СИБУР и FESCO будут создавать транспортно-логистические решения для поставок в страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Планы на будущее: рост отгрузок в два раза и новый логистический партнер

    Первая половина 2023 года показала, что рынок адаптируется к изменениям: продолжается открытие новых транспортных маршрутов и пополнение флота, восстанавливается поток контейнерных перевозок. Эксперты, выступившие на форуме, прогнозируют стабилизацию ситуации с ценовой политикой и транспортной инфраструктурой, а также дальнейший рост перевозок как внутри страны, так и на экспортных направлениях.

    К сдержанно-оптимистичному прогнозу присоединяется и СИБУР, планируя дальнейшее развитие экспорта через все доступные транспортные магистрали. С вводом новых мощностей после 2027 года компания увеличит поставки на 50%, а к 2031 году – на 100% к сегодняшнему уровню. СИБУР расширяет связи в сфере логистики и, в частности, подписал на ПМЭФ соглашение о сотрудничестве с транспортной группой FESCO.

    В рамках нового соглашения СИБУР и FESCO будут создавать транспортно-логистические решения для поставок в страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Стороны проработают оптимальные логистические схемы по транспортировке грузов на экспорт, учитывая перспективу развития транспортных мощностей FESCO и увеличения поставок продукции СИБУРа в эти регионы.

    04 июля 2023
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме