Доходы и расходы под контролем
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    Создайте базу для планирования платежей

    Платежи компании должны быть структурированно-ожидаемыми по типам расходов, иметь приоритеты по срокам, которые нельзя переносить. Например, в приоритете могут быть налоги или оплаты поставщикам.

    Чтобы навести порядок в расходах, создайте план платежей, на который можете опираться.

    1. Внесение в план даты поступления денег от видов деятельности. Достаточно отобразить общие суммы, без детализированной разбивки по клиентам. Лучше всего разделить поступления так:

    • от регулярного бизнеса;
    • от поставщиков (бонусы, возвраты);
    • продажа основных средств и пр.

    2. Определение периодов планирования. Для оперативной работы и контроля достаточно плана на три месяца. В случае необходимости его нужно детализировать: понедельное планирование, на ближайший месяц, на следующие два месяца, помесячная разбивка, поквартально.

    3. Распределение планируемых платежей на составляющие оплат в зависимости от их регулярности и специфики. Например, так:

    • поставщики товаров/услуг для перепродажи, производства, которые участвуют в процессе создания добавленной стоимости;
    • платежи по промоакциям, бонусы клиентам;
    • хозяйственно-административные расходы;
    • зарплата и налоги;
    • финансовые операции (оплаты процентов по кредитам и пр.).

    Исключите нецелевое расходование средств

    Определите, как формировать и одобрять заявки на платежи. Часто в компаниях рассылают счета по отделам, чтобы собрать подписи, согласно иерархии полномочий. Затем информация поступает в бухгалтерию. Однако гораздо эффективнее сделать заявки на оплату частью процесса одобрения закупки.

    1. Формирование заявки на платеж. Когда возникает потребность в переводе денег, сотрудник обязан оформить заявку на оплату и обеспечить ее согласование в соответствии с регламентом. При этом платеж должен быть запланирован в соответствующем периоде и иметь подтвержденную необходимость для оплаты именно сейчас.

    2. Контроль данных между системой и банк-клиентом. Важно понять, где происходит одобрение тех или иных платежей, возможны ли изменения при передаче данных с одного этапа на другой. По сути, одобрение счетов происходит в следующих информационных средах:

    • физическая (одобряют бумажный счет к оплате);
    • опциональная (в ИT-системе создают счет и затем одобряют его к оплате);
    • фактическая (одобрение платежа в банк-клиенте).

    При фактическом одобрении платежа в банк-клиенте появляется реестр счетов, согласно которому происходит оплата. Он может быть физическим или электронным, еще раз подписанным или просто в виде списка. Но главное – он должен быть одинаковым на всех трех этапах прохождения заявки.

    3. Формализация процесса оплат. Все платежи должны проходить по времени и в соответствии с правилами, описанными в регламенте.

    Перед оплатой счета Обработка счетов Дополнительная проверка и архивирование операций Электронные носители с электронной цифровой подписью (ЭЦП)
    – счета должны содержать подписи гендиректора и главного бухгалтера организации, иметь печать, быть оформлены в соответствии с правилами РСБУ и условиями договора;    – счета должны быть подписаны инициатором счета и финансовым директором. Расшифровка подписей обязательна. – счета передают на оплату поочередно сотрудникам со второй и первой подписью с полным реестром счетов;    – первый сотрудник, который подписал счет в банк-клиенте, ставит свою подпись на реестре с расшифровкой подписи;    – второй сотрудник, который подписал счет в банк-клиенте, подписывает реестр счетов с расшифровкой подписи. – утром, до 11:00, каждого рабочего дня распечатанный реестр из банк-клиента с проставленной общей суммой платежей, а также выписка по операциям по счетам банков и копии всех оплаченных счетов со всеми подписями передают на подпись финансовому директору для финальной проверки;    – после проверки финансовый директор ставит подпись и дату;    – в случае если первую подпись в банк-клиенте ставил финансовый директор, распечатанный реестр надо передать на подпись следующему сотруднику, согласно реестру подписей;    – все распечатки с копиями счетов архивирует ответственный бухгалтер по банковским операциям. – передача ключей с ЭЦП другим сотрудникам запрещена;    – электронные носители с ЭЦП должны храниться в недоступном для других сотрудников месте;   – ответственность за злоупотребление ключом с ЭЦП и причиненный ущерб несет сотрудник, допустивший халатность по хранению ЭЦП либо передавший его другому лицу.

    4. Формирование ежедневной отчетности по следующим пунктам:

    • оплачено то, что планировалось;
    • оплаченное было разрешено к оплате;
    • коррекций процесса не требуется;
    • что-то пошло нет так, и еще можно попытаться что-то изменить/остановить.

    Регламентируйте и структурируйте работу с покупателями

    Разработайте перечень конкретных действий, которые требуется выполнять на каждом этапе:

    • проверка потенциального покупателя;
    • принятие решения о кредитовании;
    • мониторинг отсрочки платежа, его пролонгация, изменение условий договора;
    • возврат долга.

    За каждым этапом закрепите ответственное лицо, пропишите четкие сроки выполнения всех процедур и правила взаимодействия между сотрудниками. Оформите все в виде внутреннего регламента.

    Пример работы с контрагентами

    ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА
    РАБОТА В РАМКАХ ДОГОВОРА ОТСРОЧКИ
    РАБОТЫ ПО ВОЗВРАТУ ДОЛГА

    Чтобы процесс управления дебиторской задолженностью был всегда под вашим контролем, поручите сделать следующее:

    • автоматизировать бизнес-процесс (алгоритм) принятия и акцептования решения об отсрочке;
    • ограничить и автоматически контролировать сумму и глубину кредита (система не должна позволить менеджеру совершить отгрузку товара на сумму, большую, чем размер акцептованного кредита);
    • рассылать автоматические напоминания менеджеру и клиенту за 2–3 дня до наступления срока оплаты;
    • автоматически приостанавливать возможность отгрузки клиенту в случае наступления просрочки платежа;
    • автоматически информировать заинтересованных лиц (менеджеров, руководителей отдела продаж, службу безопасности, юристов) о наступлении различных событий, например, о первом дне просрочки оплаты, о необходимости начала претензионной работы (на 10-й день), об истечении срока действия договоров (за 1 месяц) и т.д.

    Очень удобно, когда самые важные показатели работы сразу выводятся на отдельную вкладку/окно в программе (так называемый ситуационный центр). Таким образом, все участники процесса будут проинформированы о текущем состоянии дел.

    27 октября 2023
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме