Эффективная методика оценки контрагента
Подписаться Подписаться
Отмена
RuРусский
  • Новости
  • Продукты и сервисы
  • Тренды
  • Мастерская
  • Отрасль
  • Подписаться
  • © ПАО «СИБУР Холдинг», 2024

    Всю работу, связанную с проверкой контрагента, можно условно поделить на следующие этапы:

    • сбор необходимых документов и сведений о контрагенте;
    • запрос или самостоятельное получение дополнительных данных о контрагенте (в случае выявления несоответствия в имеющихся сведениях);
    • проверка контрагента по общедоступным ресурсам;
    • проведение анализа проекта договора с контрагентом.

    По итогам важно разработать официальный документ компании – регламент преддоговорной работы по проверке контрагентов.

    Этап 1. Запросите документы у контрагента

    Чтобы определить «реальность» контрагента как юридического лица, запросите у него:

    • копию устава организации;
    • решение или протокол о создании организации;
    • свидетельство ОГРН и о постановке на налоговый учет, а для компаний, созданных после января 2017 года, – лист записи ЕГРЮЛ;
    • решение о назначении генерального директора (для акционерных обществ – протокол общего собрания акционеров);
    • приказ о вступлении в должность генерального директора;
    • копию паспорта генерального директора;
    • лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности.

    Понять, сможет ли контрагент исполнить свои обязательства по договору, помогут следующие документы:

    1. Копия штатного расписания организации. Изучая ее, вы поймете, есть ли в штате компании-контрагента необходимые специалисты. Совсем небольшая численность сотрудников может быть одним из признаков фирм-однодневок;

    2. Выписка о движении денег по расчетному счету контрагента за последние полгода. Она поможет удостовериться в наличии или отсутствии:

    • реальных сделок контрагента с другими юридическими лицами;
    • характерных для реально действующей компании платежей (арендная плата, выплаты заработной платы сотрудникам, хозяйственные расходы и т.п.).

    Если реальных сделок и характерных платежей нет, это также может говорить о неблагонадежности контрагента.

    Этап 2. Самостоятельно соберите информацию о контрагенте

    На сайте ФНС России вы можете получить в электронном виде выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на своего контрагента. Если компании в ЕГРЮЛ нет, то заключать с ней сделку нельзя (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ), поскольку вы не сможете не только учесть расходы и принять к вычету НДС по такой сделке, но и взыскать задолженность с несуществующего контрагента. Это касается как случая заключения договора до момента регистрации компании в ЕГРЮЛ, так и случая его подписания уже после того, как компания была из ЕГРЮЛ исключена (Постановление ФАС Центрального округа от 30.05.2002 по делу №А08-3180/01-10).

    Если сведения о контрагенте есть в реестре, то по выписке из ЕГРЮЛ можно узнать и сравнить с имеющейся у вас информацией сведения о:

    • дате регистрации контрагента в налоговом органе;
    • адресе регистрации (совпадает ли он с адресом офиса, нет ли каких-нибудь особых отметок налоговой по данному адресу);
    • статусе (действующая или нет организация);
    • ОГРН;
    • ИНН;
    • размере уставного капитала: для некоторых видов деятельности он должен быть больше минимального – 10 000 руб., например, для ПАО – 100 000 руб., частных агентств занятости – 1 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2181);
    • видах деятельности по ОКВЭД с аналогичными сведениями, содержащимися в представленных контрагентом документах;
    • Ф. И. О. руководителя и учредителей.

    Внимательно сравните информацию в выписке из ЕРГЮЛ с решением или протоколом о назначении руководителя. Обратите внимание на срок его полномочий, указанный в уставе, и на наличие полномочий совершать сделки по уставу.

    Если реальных сделок и характерных платежей нет, это может говорить о неблагонадежности контрагента.
    Если реальных сделок и характерных платежей нет, это может говорить о неблагонадежности контрагента.

    Этап 3. Проверьте контрагента по общедоступным федеральным информационным ресурсам

    Есть несколько полезных ресурсов.

    1. Сервис «Прозрачный бизнес». Тут собрана информация из различных электронных сервисов ФНС России. В одном месте бесплатно вы можете получить:

    • реквизиты организации или индивидуального предпринимателя (полное и сокращенное название организации, Ф. И. О. предпринимателя, ОГРН, ОГРНИП, ИНН);
    • сведения о видах деятельности и уставном капитале организации;
    • сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с возможностью получения выписки из реестров;
    • сведения из реестра дисквалифицированных лиц;
    • информацию о недостоверности сведений по адресу или руководителю организации;
    • информацию о многократном участии физического лица в организациях;
    • сведения об адресах массовой регистрации организаций;
    • сведения о факте представления документов для государственной регистрации.

    Также здесь есть сведения о:

    • задолженности компаний по налогам, пеням и штрафам;
    • налоговых нарушениях;
    • сумме уплаченных налогов;
    • сумме доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности;
    • численности работников организации, а также о том, представляется ли налоговая отчетность, и многое другое.

    2. Сервис «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов». Здесь вы можете получить данные о юридических лицах, не представляющих налоговую отчетность более года и/или имеющих по состоянию на 01.01.2023 превышающую 1000 руб. задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю.

    3. Сервис «Ресурс БФО» – общедоступный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, на котором размещена представленная в ФНС России бухгалтерская отчетность организаций, а также аудиторские заключения и пояснения. Данные предоставляются с электронной подписью ФНС России с той же юридической значимостью, что и заверенная печатью налогового органа.

    Отсутствие оригиналов учредительных документов, лицензий и разрешений, документов на недвижимость и пр. – веская причина не работать с потенциальным контрагентом.
    Отсутствие оригиналов учредительных документов, лицензий и разрешений, документов на недвижимость и пр. – веская причина не работать с потенциальным контрагентом.

    Важно

    От представления обязательного экземпляра отчетности в ресурс БФО освобождаются:

    • организации бюджетной сферы;
    • Центральный банк Российской Федерации;
    • религиозные организации;
    • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

    Также в ресурсе БФО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

    4. Сервис «Банк данных исполнительных производств» на сайте Федеральной службы судебных приставов полезен тем, что в нем собрана вся информация о том, заведено ли в отношении потенциального контрагента исполнительное производство.

    5. Сервис «Картотека арбитражных дел» ВАС РФ поможет проверить, не возбуждена ли в отношении организации процедура банкротства и не ведется ли исковое производство.

    6. Сервис «Реестр дисквалифицированных лиц» на сайте ФНС России – это открытый список, куда внесены все физические лица, которых суд лишил права занимать руководящие должности. Хорошо, если в нем нет сведений об интересующем вас лице (в нашем случае о руководителе организации или лице, подписывающем документы). Если есть, данные формируются в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного налогового органа, после подтверждения оплаты за представление сведений. Стоимость услуги – 100 руб., оплатить можно онлайн банковской картой на сайте ФНС России, через сайт кредитной организации или сформировав квитанцию для оплаты в банке.

    7. Сервис «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России дает возможность понять действительность паспорта генерального директора компании-контрагента.

    8. На сайте ЕИС «Закупки» можно проверить, не включен ли контрагент в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.

    5 причин отказаться от сотрудничества:

    1. По адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, контрагент не находится, и у него нет офиса или офис слишком часто меняется;
    2. Руководитель является «массовым» или числится учредителем в разных по сферам деятельности компаниях;
    3. Отсутствуют оригиналы учредительных документов, лицензий и разрешений, документов на недвижимость и пр.;
    4. В налоговую инспекцию сдаются нулевые балансы;
    5. Отсутствуют сотрудники, особенно в компаниях, в которых их не может не быть.

    В договоре должны быть указаны цена и порядок расчетов. Например, подозрительны длительные временные отсрочки платежа, поставки товара в больших объемах без предоплаты или гарантийной оплаты, указание в договоре высоких штрафных санкций.
    В договоре должны быть указаны цена и порядок расчетов. Например, подозрительны длительные временные отсрочки платежа, поставки товара в больших объемах без предоплаты или гарантийной оплаты, указание в договоре высоких штрафных санкций.

    Этап 4. Проведите анализ проекта договора с контрагентом

    Вот нюансы, на которые в первую очередь стоит обратить внимание при анализе и подписании договора.

    1. Четко сформулирован предмет договора: о чем установлены договоренности, как они прописаны в договоре.

    2. Указаны цена и порядок расчетов. Например, подозрительны длительные временные отсрочки платежа, поставки товара в больших объемах без предоплаты или гарантийной оплаты, указание в договоре высоких штрафных санкций.

    3. Прописаны заверения об обстоятельствах (ст. 431.2 ГК РФ). То есть важно не на словах обсудить все возможные проблемы при реализации сделки, а зафиксировать их в договоре. В этом случае, если возникает спор, заинтересованная сторона сможет предоставить суду письменные доказательства того, что заверения давались.

    4. Есть условия о штрафных санкциях, например, «Если поставщик нарушил срок поставки на …. дней, заказчик вправе удержать неустойку в размере … из суммы оплаты за товар, указанный в п…. настоящего договора». Или: поставка некачественного товара, некачественное оказание услуг или проведение работ, неисполнение обязательств вообще, неполная оплата, непредоставление предусмотренных договором документов. Чем больше, тем лучше. И важно максимально конкретизировать каждый пункт.

    5. Прописано, где рассматриваются судебные споры. Это поможет на берегу выбрать судебный орган, который будет заниматься рассмотрением всех спорных моментов. Тут также важна конкретика в написании наименования суда. Примеры неточных формулировок: «по месту нахождения истца», «в арбитражном суде/суде общей юрисдикции», «в Арбитражном суде города Омска» (неверное указание наименования суда), «в арбитражном суде/суде общей юрисдикции, находящемся в городе Москве».

    Этап 5. Разработайте регламент по проверке контрагента

    С учетом всего вышесказанного, разработайте и утвердите в своей компании внутренний регламент преддоговорной работы по проверке контрагентов. Прежде всего максимально подробно изложите в нем, какие документы и какой набор сведений следует собирать по каждой группе сделок или контрагентов. Также важно конкретизировать, какая информация о контрагенте должна быть собрана до заключения с ним договора и какие данные будут контролироваться во время исполнения договора. 

    16 мая 2023
    Поделиться:
    Печать

    Комментарии (0)


    Еще по теме